В современном медицинском образовании с изменением законодательства образовалась серьезная проблема. Студенты-медики фактически не практикуются на реальном анатомическом материале, занимаясь на искусственных тканях и симуляторах, что не дает реальной практики. В результате молодые врачи учатся непосредственно во время лечебной практики, что может губительно сказаться на пациентах. Так это или нет, как обстоят дела с медицинским образованием в Ярославском регионе, разбирался корреспондент yar.aif.ru.
Общепринятая практика
Чтобы разобраться, как влияет на качество подготовки будущих врачей обучение на симуляторах, мы обратились к руководителю центра получения практических навыков ярославской государственной медицинской академии, кандидату медицинских наук Максиму Потапову.
По мнению специалиста, особого изменения в системе обучения не произошло.
«В советское время существовала система, которая обеспечивала медицинские ВУЗы необходимыми учебными пособиями. В том числе использовались натуральные анатомические материалы (органы) заключенные в банки с консервирующими жидкостями, - говорит Максим Петрович. – Сейчас также существуют органокомплексы, которые готовы поставлять необходимые пособия медицинским институтам. Но это очень дорого. Потому мы пользуемся теми пособиями, что остались со времен СССР».
Сегодня помимо проверенных годами методов появились и альтернативные варианты обучения – пластиковые муляжи.
Студент вначале изучает анатомию с помощью наглядных учебных пособий и атласов, затем – на натуральных анатомических материалах в банках. Следующий этап – симуляторы. Учащиеся узнают, как провести сердечно-легочную реанимацию, сделать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца. Симуляторные комплексы различаются по сложности: в более простом варианте преподаватель со строны оценивает действия студента, в более сложном – действия студента фиксирует компьютер (насколько сильно студент надавил на грудную клетку, не сломал ли ребра, с какой частотой он делает движения) и выдает результат.
«В методику обучения появление симуляторов не внесло особых изменений, хуже не стало. Весь мир так учится, - поясняет Максим Потапов. – В какой-то степени, обучение на симуляторах даже более эффективно. Для обучаемого это психологически проще, позволяет снять напряжение. Студент понимает, что перед ним не живой человек, успокаивается и действует более осмысленно. Здесь реально учатся на ошибках. Совершив неправильное действие, он после разберет это с преподавателем. При этом никто не пострадает».
Что касается работы с живыми тканями, преподаватель приводит пример обучения анестезиологов. Студент, получив необходимые знания, поступает в ординатуру и там на сложном тренажере получает навыки по реанимации (подключение наркозного аппарата), доводит их до автоматизма. Потом он уже в больнице при враче, имеющем право оказывать помощь, совершает манипуляции, начиная от простых, постепенно переходя к сложным. Врач оценивает его умения и доверяет некоторые этапы, постепенно доводя до полного цикла. То же самое с патологоанатомами. Поступают в ординатуру или интернатуру, практику проходят, присутствуют на вскрытиях сначала в качестве наблюдателей, только потом им доверяют несложные манипуляции.
Что касается стоимости заменителей живых тканей, то хорошие симуляторы стоят несколько миллионов рублей. Это так называемый «штучный» товар, не для массового использования. Несмотря на большое количество медицинских институтов по всей стране, продавец понимает, что такие комплексы покупаются не чаще, чем раз в 10, и соответственно завышает цену. По словам преподавателей, министерство здравоохранения взяло на себя обязательство к 2018 году оснастить медицинские вузы по всей России необходимыми комплексами.
«В нашем центре практических навыков мы одни из первых в России начали развивать направление отработки действий на симуляторах. Студентам очень нравится работа в центре. Нравится ощущение, если можно так сказать, неопасности, - говорит Максим Петрович. – Что касается последнего этапа - практики в больницах - массово его охватить очень сложно. Раньше обучать в стационарах было проще: пациенты были менее требовательными и не противились, когда студенты делали им инъекции. Сейчас же многие запрещают даже присутствие (без каких-либо действий) студента на операции».
Таким образом, по мнению доцента Максима Потапова обучение на симуляторах и искусственных тканях помогает заучить весь цикл, добиться автоматизма в действиях, приобрести уверенность, которая поможет при реальной ситуации сделать совершить правильные действия. И это совершенно безопасно для пациентов.
Мнение опытных хирургов
Как сообщили врачи общехирургического отделения областной клинической больницы, молодые специалисты, приходящие после окончания мединститутов, вполне готовы в серьезной работе. Навыки и умения, в данном случае, зависят о самого студента. Если у него есть желание стать квалифицированным врачом, то он ходит на практику, посещает дежурства в больнице, просится к более опытным специалистам на операции. Для обучения студентов и молодых врачей, в больнице созданы все условия.