Примерное время чтения: 7 минут
133

Лидеры бережливой медицины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Ярославль 05/04/2017

Ярославль стал первым городом нашей страны, где заработал пилотный проект «Бережливая поликлиника».

Именно поэтому здесь 3-4 апреля в концертно-зрелищном центре состоялся Общероссийский образовательный семинар-совещание, на котором обсуждались вопросы организации первичной медико-санитарной помощи на принципах бережливого производства.

«Те результаты, которые показала нам Ярославская область, просто вдохновляют, - дала высокую оценку работе, проделанной региональными органами исполнительной власти, Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ. - Достаточно сказать, что очереди в поликлиниках сократились до восьми раз. Врачи, младший и средний медицинский персонал почувствовали себя командой, что очень важно. Пример первых двух учреждений уже распространился на другие десять поликлиник. И нас радует, что другие регионы следят за тем, насколько эффективно проект развивается. В ближайшие два года система первичного здравоохранения должна быть изменена не менее чем в 200 поликлиниках страны».

Без нервов и очередей

Старт началу работы семинара-совещания, в котором участвовали не только медицинские работники, собравшиеся со всей страны, но и представители администрации Президента РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом», Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов исполнительной власти субъектов РФ, дал глава региона Дмитрий Миронов.

«На недавнем заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Владимир Путин поставил задачу создать действительно современную систему здравоохранения, которая соответствовала бы самым высоким мировым стандартам, - отметил Дмитрий Юрьевич. - Внедрение проекта «Бережливая поликлиника» способствует достижению этой цели».

Глава региона рассказал, что эксперимент по продвижению бережливых технологий в городских поликлиниках Ярославля - взрослой №2 и детской №5 - длился три месяца. Сначала был проведён всесторонний анализ работы. Он выявил системные проблемы, потребовавшие изменений подхода к организации труда медицинских работников, стандартизации процессов работы учреждений. Потом был продуман и внедрён комплекс мероприятий, которые оптимизировали процессы оказания прикреплённому населению - 60 тысяч ярославцев во второй поликлинике и 19 тысяч детей в пятой - первичной медицинской помощи. В помещениях медучреждений, попавших в пилотный проект, проведены ремонтные работы, сделана перепланировка, организованы открытая регистратура и колл-центры, внедрены информационные технологии. Особое значение уделено учёбе специалистов по работе с электронной медицинской картой.

«Ещё до окончания проекта были достигнуты ощутимые результаты по сокращению времени пребывания пациентов в поликлинике, упрощению процедуры выписки льготных рецептов, упорядочению работы регистратуры и отделений медицинской профилактики, -подчеркнул Дмитрий Миронов. - А главная цель этой работы в том, чтобы люди попадали на приём и проходили обследование без нервов и очередей».

Эффектный результат

«По результатам исследования, которое провёл Фонд общественного мнения, здравоохранение входит в топ-5 наиболее остро волнующих граждан сфер жизни. И проект по созданию бережливых поликлиник - это ответ на запрос населения, - уверен Александр Харичев, заместитель начальника Управления внутренней политики администрации Президента РФ.

Инициаторами внедрения бережливой медицины, направленной на модернизацию поликлинической службы, стал Минздрав России при непосредственном участии госкорпорации «Росатом», являющейся лидером по развитию подобных технологий в нашей стране.

«Идите на место - увидите всё своими глазами. Спрашивайте людей - они лучше всех знают реальные проблемы и ситуацию. Только исправив проблемы, можно добиться улучшения качества обслуживания и повысить доступность оказания первичной медико-санитарной помощи детям и взрослым», - объяснил задачи бережливого производства Дмитрий Репьев, представитель государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом».

Он подробно остановился на уже достигнутых результатах. Так, в поликлинике № 2 удалось в два раза сократить время, которое пациенты тратили на сдачу анализов крови, и одновременно почти в полтора раза увеличить пропускную способность кабинета. И всё это в том числе и потому, что, продумав правильную планировку кабинета, исключили лишние перемещения по нему медсестры и пациентов.

В детской поликлинике №5 переход на электронные амбулаторные карты позволил в два с половиной раза уменьшить время на оформление документов, в три - сократить время на проведение вакцинации у детей. Организация отдельных входов для больных, здоровых и вакцинируемых детей - разведение потоков пациентов, позволила сократить общее время пребывания в медучреждении, предотвратить заражение здоровых ребятишек от больных и избежать хаотичного перемещения людей в поликлинике.

«Не более 6 месяцев - таков срок реализации проектов бережливой медицины, - подчеркнул эксперт. - Чем жёстче сроки, тем эффектнее результат».

Лечиться с желанием

Ярославский опыт внедрения пилотного проекта чётко показал, что 60 процентов всех проблем в оказании первичной медико-санитарной помощи - это результат неправильного решения организационных вопросов. Неравномерная загрузка персонала, пересечение потоков больных и здоровых пациентов, очереди у кабинетов и в регистратуре, где не всегда вежливо и толково отвечают на вопросы, приводят к тому, что люди зачастую обращаются в поликлиники только тогда, когда становится невмоготу терпеть боль. То есть - поздно.

А комфортная регистратура с приветливым и квалифицированным персоналом, удобная запись на приём не только в открытой регистратуре, но и через интернет и инфомат, электронный документооборот, освобождающий врача от бумажной рутины и позволяющий уделять достаточное время пациенту, способствуют формированию у граждан ответственного отношения к своему здоровью. Когда медицинская помощь доступна и оказывается быстро и качественно, тогда и пациент лечится с желанием, выполняя все рекомендации доктора, и уходит из медучреждения удовлетворённым.

Внедрение пилотного проекта в обеих поликлиниках завершено, и с 27 марта текущего года они начали работать по бережливым технологиям. В январе 2017-го были определены 5 медицинских учреждений, в которых уже внедряется полученный опыт, а с апреля проект «Бережливая поликлиника» начнут реализовывать ещё в 9 организациях.

«Сегодня медицина является одним из самых приоритетных направлений, - отвечая на вопросы журналистов, сказал Дмитрий Миронов, врио губернатора Ярославской области. - На текущий момент сделано очень много. Мы рады, что у нас получился этот пилотный проект. Планируем развивать его дальше не только в Ярославле, но и в целом по Ярославской области».

Глава региона также добавил, что реализацией проекта «Бережливая поликлиника» работа по модернизации системы здравоохранения в регионе не исчерпывается. Согласно Стратегии развития региона «10 точек роста» через три года в два с половиной раза вырастет число отремонтированных и оснащённых всей необходимой техникой медучреждений и в 5 раз должно увеличиться количество передвижных фельдшерско- акушерских пунктов. В рамках Федеральной целевой программы областью уже получено 37 новых машин «скорой помощи». Всё это для того, чтобы сделать медицинскую помощь доступной даже в самых отдалённых уголках региона.

Также в ближайшие два года в области создадут единую профилактическую среду для раннего диагностирования болезней, внедрив систему скринингов по сердечно-сосудистым, онкологическим заболеваниям и сахарному диабету - ведь чем раньше выявлена болезнь, тем легче её лечить. Кроме того, работодателей станут стимулировать, чтобы их сотрудники регулярно проходили диспансеризацию и вакцинацию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах