Чем ближе к Новому году, тем дороже жизнь в Ярославле. С середины декабря (какие - с 11-го числа, другие - с 15-го) в Ярославле вырастет стоимость проезда на маленьких маршрутках, вслед за «Пазиками», с 23 до 26 рублей.
Об этом информируют объявления, вывешенные в салонах автобусов. То есть теперь во всех маршрутных такси, которые не успели поднять цены с 1 ноября, пассажиры будут платить за билет больше на три рубля.
Как воспринимают эту «предновогоднюю» новость ярославцы, опять вытянувшие «несчастливый билет»? И насколько законно это повышение?
Потерь нет
Власти и частные перевозчики как всегда объясняют подорожание маршруток необходимостью их модернизации, а также инфляцией и ростом цен на топливо. На коммерческих маршрутах мэрия не устанавливает тариф, а только ограничивает его предельный размер.
Жители города, хоть и считают предлагаемый тариф грабительским, встречают сегодняшнее повышение более покорно, чем предыдущее. Как отмечают перевозчики, их волнение было напрасным: пассажиров на подорожавших с 1 ноября маршрутках стало не меньше - столько же, потерь нет.
Результаты проверки будут известны, скорее всего, в конце декабря.
«Со всеми советскими удобствами»
Тенденция к подорожанию проезда существует и в других российских городах. Мы сравнили цены на проезд в маршрутках и муниципальных автобусах с соседними регионами.
В Нижнем Новгороде, городе-миллионнике, проезд на маршрутке стоит 28 рублей. Повысили цену внезапно в августе прошлого года и сразу на 40%.
А вот в маленьком Владимире билет на автобус стоит 20 руб., на троллейбус - 19 руб., а на маршрутку - от 18 до 20 руб. О повышении цен пока не слышно.
В городах, сопоставимых по количеству жителей с Ярославлем, ездить на общественном транспорте дешевле! К примеру, в Рязани с 1 декабря, как и у нас, проезд в маршрутках и муниципальном общественном транспорте подорожал - с 19 до 23 рублей.
В Иванове билет на троллейбус стоит 17 руб., на автобус и маршрутку - по 19 руб.
Самые счастливые пассажиры в Костроме - у них проезд и на муниципальном автобусе, и на частной маршрутке пока стоит 17 рублей. В чём же причина такого разброса цен?
«Основная проблема нашего общественного транспорта состоит в том, что те, кто по должности должен эти проблемы решать, сами в свои кабинеты добираются отнюдь не автобусами, - считает заместитель председателя ЯОО ВОИ Александр Богатырёв. - Этим во многом объясняется та безоглядная решимость, с которой мэрия «наводит порядок» в сфере городского общественного транспорта.
Отличие разве что в сумме оплаты, поскольку копейки в России давно отменены за ненадобностью. Так что теперь за проезд ярославцам уже окончательно предложено платить 26 рублей».
При этом «изюминка» ситуации, считает Александр Богатырёв, в том, что формально в мэрии имеют все основания заявить, что «власти не могут никак повлиять на эту ситуацию, поскольку маршрутчики ездят по нерегулируемому тарифу». И ведь и впрямь! В соответствии с ФЗ-220 «стоимость перевозок в коммерческом секторе регулируется самими предпринимателями». То есть, как разъясняет пресс-служба мэрии: «Право и желание или нежелание каждого конкретного перевозчика - повышать или не повышать стоимость проезда на своих автобусах. Более того, закон не требует от перевозчиков уведомлять о своих намерениях мэрию».
«А вот приказать всем маршрутчикам выкинуть старые автобусы и закупить новые мэрия «право имеет». И к 1 апреля перевести все автобусы на стандарт Евро-5, - напоминает постановления мэра Александр Михайлович. - Тогда, ещё в феврале, мэр Владимир Слепцов на рабочем совещании заявил ошарашенным извозчикам: «Я вообще сначала хотел «Мерседесы», но мне сказали: «Остынь!»