В Ярославле с 1 ноября повышается плата за проезд в маршрутках. Но пока не во всех.
Аппетиты перевозчиков
На протяжении последнего времени проезд в общественном транспорте Ярославля дорожает почти каждый год, что всегда вызывает бурю недовольства горожан. Вот и сегодня, когда аппетиты некоторых перевозчиков выросли с 23 до 26 рублей за билет, в социальных сетях раздались негодующие возгласы жителей: «Нормальненько! Всё для людей! Кругом забота о благосостоянии ярославцев. Типа давно не было никаких нововведений, чтоб вам не скучно было жить!»
Но цена за билет пока увеличится только на тех маршрутах, по которым ходят новые красные автобусы.
А поскольку решение о повышении тарифов перевозчики принимают индивидуально, то становится очевидно, что увеличение стоимости проезда связано с этим вынужденным обновлением автопарка. Также перевозчики в качестве причин называют рост цен на бензин и оплаты страховок. Что же получается: пассажиры из собственного кармана будут оплачивать все нововведения?
Полностью перейти на новую технику за 3 месяца владельцам маршруток оказалось не под силу, да и завод-изготовитель не мог так быстро обеспечить город автобусами. Поэтому сроки передвинули: теперь полностью обновить парк маршруток надо к 1 апреля 2018 года. Тогда, видимо, и цены на всех маршрутных такси станут одинаковыми - по 26 рублей за билет.
Как заявили в пресс-службе мэрии, повышать стоимость проезда в муниципальном транспорте в этом году власти не планируют. По слухам, он может подорожать в начале следующего года.
Издержки не покрываются
Более всего ярославцев возмущает, что цены на проезд растут, а зарплаты и другие доходы большинства - нет. Тем более что проездная цена в Ярославле и так выше, чем в соседних областных центрах. К примеру, в Костроме билет на маршрутку, как и на муниципальный автобус, стоит всего 17 рублей.
Но взывание к справедливости касается лишь нравственной стороны и никак не стыкуется с юридической и экономической.
«И 26 рублей не покрывают издержек перевозчика полностью, он должен или ещё выше поднимать цену за проезд, или мэрия должна ему компенсировать соответствующую часть издержек, - считает доктор экономических наук Валерий Гордеев. - Но в городском бюджете нет средств для достаточного компенсирования. Почему? Потому что вот уже четверть века у нас практически не строятся новые высокотехнологичные заводы. Скажете: причем здесь строительство предприятий? А притом, что эти заводы отчисляли бы налоги в местный бюджет на повышение благосостояния людей, в том числе на отмену платы за проезд.
А то наши СМИ почему-то умалчивают, что, к примеру, до недавнего времени в Туркменистане граждане вообще не платили за бензин на заправках и все энергоресурсы были для них полностью бесплатными.
Или о том, что на прошлой неделе ярославские депутаты в Госдуме РФ отвергли законопроекты об увеличении налога с миллиардеров, как это делается во всём мире: тогда бы можно получить четыре триллиона в бюджет и полностью отменить плату за проезд.
Эти депутаты тогда же отклонили законопроект об отмене транспортного налога, который платят миллионы простых россиян. Так что же тут возмущаться повышением цены проезда на маршрутках, ведь ездят на них простые люди, а не олигархи.
Правда, есть у этой ситуации и юридическая нестыковка: существует конституционное положение о том, что власть не должна принимать решений, ухудшающих материальный уровень граждан. Но что получается на практике?»