Попасть сюда - счастье
Россия, Белоруссия, Молдова, Франция, Чехия, Япония, Латвия, Финляндия, США - география участников симпозиума поражает воображение. Все приехавшие гости - мастера самого высочайшего уровня - провели на Ярославской земле порядка трёх недель. В завершение симпозиума, на церемонии его закрытия, все они представили на суд зрителей свои работы, которые были созданы за время совместного творчества.
Участники симпозиума работали в разных техниках, а получившиеся арт-объекты вышли индивидуальными и неповторимыми. Каждый из авторов вложил в произведение особый смысл и своё мироощущение и поделился этим с окружающими. Не случайно мероприятие вызвало большой интерес у профессионального сообщества керамистов - на подведение итогов симпозиума приехали эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
Участников симпозиума и зрителей привлекла на Гаврилов-Ямскую землю чудо-печь, созданная здесь по уникальной японской технологии в 2014 году французским автором Клодом Оссажем. Температура обжига в ней может достигать более 1350 градусов, что придаёт керамическим изделиям совершенно невероятные эффекты. Это и есть тот самый высокий огонь. Несколько десятков скульптур четыре дня и ночи подвергались его воздействию.
«У меня в мастерской электрическая печка, а здесь совершенно другой обжиг, совершенно другая керамика получается, - поделилась впечатлениями Марина СТЕПАНОВА-ЛАНСКАЯ, художник-керамист из Москвы, которая впервые оказалась на симпозиуме в «Садах Аурики». - Могу сказать, что попасть сюда - счастье. Много чего полезного для себя взяла. Хотелось бы снова сюда приехать! Хотя понимаю, что симпозиум очень востребован и надо уступить место другим».
Печь Валентина
Печь дровяного обжига, созданная по японским технологиям, имеет вполне традиционное для Страны восходящего солнца название - Ноборигама. Однако на русской земле она получила и второе наименование. Клод Оссаж назвал её Валентиной в честь первой женщины-космонавта.
«Для меня печь ассоциируется с женщиной, а самая известная женщина, родившаяся на Ярославской земле, - Валентина Терешкова, - рассказал Клод ОССАЖ. - Тем более тут рядом расположено Гагарино, название которого тоже невольно навевает мысли о космосе».
Клод Оссаж признался, что когда впервые оказался в Ярославской области, проект строительства печи казался ему отдалённым будущим, а сегодня, как ни удивительно, участники из 9 стран уже создают произведения искусства с помощью его детища.
«Я очень доволен итогами симпозиума, потому что вижу радостных художников и очень интересные работы», - подытожил Клод Оссаж.
Пятый элемент
Международный керамический симпозиум высокого огня - научно-практическое мероприятие, которое положило начало формированию на базе ПО «Сады Аурики» Центра керамического искусства.
«Центр - череда мероприятий с обжигом в разных печах, - рассказал Алик КУРБАННИЯЗОВ, генеральный директор ПО «Сады Аурики». - Сейчас мы строим парк из шести печей, каждая из которых уникальна. В дальнейшем на основе каждой печи будет проходить свой форум. На перспективу мы себе ставим задачу в течение года проводить ежемесячно научно-практическое мероприятие, посвящённое популяризации керамического искусства не только в среде художников, но и среди производителей керамики и в целом в обществе. Каждое мероприятие будет интересным, живым, ярким - рассчитанным как на профессионалов, так и на начинающих керамистов».
Генеральный директор ПО «Сады Аурики» уверен, что в ближайшее время керамическое искусство будет набирать всё большую популярность. Потому что работа художников, созданная руками, это и есть то живое, настоящее чудо, приобщиться к которому стремится человечество.
«Сегодня снизошло величайшее благо от нашей печи - это работы наших мастеров, - сказал на закрытии симпозиума Алик Курбанниязов. - Каждый находящийся здесь художник-керамист принёс нам величайший дар. Всем им большой поклон. Желаю зрителям насладиться и почувствовать ту энергию, которую излучает каждый арт-объект. Единственный материал на планете, объединяющий в себе четыре стихии - воздух, воду, землю и огонь, - это глина. Но в произведения наших художников вложен ещё и пятый элемент - это душа каждого автора.
Хорошая организация
Чтобы приглашённым художникам комфортно работалось, в «Садах Аурики» несколько специалистов круглосуточно обеспечивали условия для быта и творчества.
«Надо было подготовить рабочие места, материал, жильё, обеспечить питание, - рассказал Джемал БОЛОТАШВИЛИ, куратор симпозиума. - С одной стороны, это хлопотно, а с другой - грустно расставаться, когда всё закончилось. Хочется пожелать всем удачи».
Участники симпозиума отметили, что мероприятие было организовано на самом высоком уровне. Корнелиус Коллиандер, участник симпозиума из Финляндии, от имени всех художников поблагодарил организаторов и автора печи Клода Оссажа за предоставленные возможности для творческой реализации.
Международный керамический симпозиум Высокого огня в Гаврилов-Яме | Фотогалерея
«На этом симпозиуме нам было важно создать хорошую атмосферу, пригласить людей, которые имеют опыт именно в дровяном обжиге, - рассказал Виктор НИКОЛАЕВ, куратор симпозиума, художник-керамист, преподаватель Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. - Создать хорошую команду непросто. Также надо подготовить материал, глину, чтобы участники сами не тратили на это время, а сразу оказались в хороших условиях, в том числе и производственных, и бытовых. В первую очередь мы отбирали участников по художественному уровню, но также были важны и люди, знающие, как топить такую сложную печь, способные посменно около неё дежурить. Сейчас, когда всё позади, помимо усталости возникло ощущение счастья от того, что у нас появились новые хорошие друзья».
Виктор Николаев рассказал, что сейчас началась работа по отбору участников на следующий симпозиум в «Садах Аурики». По его словам, об уникальной гаврилов-ямской печи знают уже не только по всей России, но и во всём мире - желающих приехать поработать с ней накопилось на несколько лет вперёд.
Современный меценат
Многие эксперты отмечают, что организовать мероприятие подобного уровня в России сегодня под силу лишь единицам. Мало того, что требуются серьёзные финансовые вложения, так ещё нужна и дружная, слаженная команда единомышленников. По счастью, всё это есть в «Садах Аурики».
«Таких сподвижников, как Алик Керимбердыевич, в России, увы, очень мало, - считает Марина ОГУРЦОВА, член правления Ярославского отделения Союза художников России. - Благодаря таким начинаниям, как симпозиум высокого огня, можно поднять значимость керамического искусства».
«Для любого художника есть возможность выполнить на местной базе большой заказ, - уверен Алексей ЗОЛОТОВ, художник-керамист, гончар. - Любой авторский проект можно запустить в серийное производство. Фактически руководитель предприятия занимается меценатством».
«Сады Аурики» становятся местом притяжения для многих художников и зрителей.
«Со стороны круизных туроператоров проявлен большой интерес к обучающим программам на базе производственного объединения, - рассказал Андрей ЖАРОВ, заместитель руководителя агентства по туризму Ярославской области. - Поэтому в скором времени в «Сады Аурики» начнут пребывать отечественные и зарубежные туристы.
Реклама
Кстати
В работе Международного керамического симпозиума участвовали: Марина Степанова-Ланская (Москва), Ирина Чирикова (Москва), Ольга Семашко (Минск), Света Шугжда (Кишинёв), Надия Авад (Санкт-Петербург), Вирджиния Прё (Франция), Юрий Малыгин (Самара), Марек Диас (Чехия), Борис Каппе (Франция), Тетсуя Танака (Япония), Джун Каважири (Япония), Дайнис Лесиньш (Латвия), Корнелиус Коллиандер (Финляндия), Брок Аллен (США), Вера Бакастова (Санкт-Петербург).