Производственное объединение «Сады Аурики», что находится в Гаврилов-Яме Ярославской области, под руководством Алика Курбанниязова в этом году стало организатором и учредителем сразу нескольких ярких и оригинальных событий в художественной жизни России.
Лишь недавно закончился Международный керамический симпозиум высокого огня, проходивший на базе объединения. А уже с 25 августа по 9 сентября в Центре керамического искусства вновь собрались художники-керамисты со всего мира на 1-й Международный симпозиум по керамике «Огненные письмена».
Обмен знаниями
16 дней художники-керамисты, искусствоведы и просто любители и почитатели древнейшего искусства керамики могли любоваться работой 14 мастеров, приехавших из России, Беларуси, Молдовы, Португалии, Литвы, Германии, Индии и Бразилии. И с восхищением узнавать, как из обыкновенной мягкой податливой глины вдруг получается настоящее произведение искусства.
«Это научно - практическое мероприятие, посвящённое экспериментальным работам по методикам и технологиям различных дровяных обжигов художественной керамики, - рассказал директор ПО «Сады Аурики» Алик Курбанниязов. - Проходит обмен знаниями, опытом, мастерством в области технологических и творческих достижений ведущих керамистов России и зарубежья, их профессионального искусства в работе с печами дровяного обжига открытого пламени, а также создания новых возможностей профессионального роста молодых и начинающих художников, приобретения ими опыта и навыков в решении определённых творческих задач. Это даст более широкие возможности керамистам и искусствоведам России активно включиться в решение вопросов и задач развития современных отечественных и мировых прогрессивных тенденций искусства керамики, будет способствовать культурному сотрудничеству художников России и зарубежья, обмену опытом и информацией».
Тема симпозиума - «Скульптура в керамике». В основе этой темы лежит раскрытие участниками симпозиума керамической пластики в работе над авторской камерной (малой) формой скульптурно-декоративного характера. И очень важно при этом было продемонстрировать широкий диапазон пластических свойств глины, рельефных, фактурных, цветовых, графических способов обработки поверхности форм, сочетание различных способов обжигов.
В качестве руководителя и организатора симпозиума Алик Курбанниязов пригласил одного из самых талантливых, активных и известных в Беларуси и за рубежом мастеров керамики Валерия Колтыгина.
«Валерий Аркадьевич - человек-легенда, нам ужасно повезло, что мы сюда попали и с ним встретились», - отмечали художники.
Живой огонь
Валерий Колтыгин занимается керамикой уже много лет, в Беларуси он уже 15 лет на официальном уровне проводит международные пленеры по керамике «Арт-Жыжаль».
Жыжаль - это белорусский мифологический бог огня, огня в домашнем очаге, в печи. Но все участники симпозиумов и пленеров с улыбкой говорят: «Жыжаль - это вы, Валерий Аркадьевич».
Валерий Колтыгин со своими помощниками приехали на симпозиум заранее и сложили две новые уникальные печи по своей авторской технологии, пополнив парк печей «Садов Аурики». У печей различная конструкция и принцип действия: дымление, восстановление, керамика «раку», обварная керамика и прочие технологии при максимальной температуре обжигов 1050OC.
Несколько дней работы - и зажёгся живой огонь в горнах. А «живым» его считают все участники симпозиума.
«Почему «Огненные письмена»? Потому что огонь «пишет», - улыбается Валерий Аркадьевич. - Всё, что угодно, - длинный роман, короткий стих… Огонь завершает то, что художник задумывал, но по-своему. Им надо уметь управлять. Он тоже работает, ведь всё-таки живой… И такое необыкновенное состояние, когда ты вместе с огнём. Это как романтические взаимоотношения мужчины и женщины…»
Наша фишка
Обжиги - процесс сложный, они длились каждый день от 4 до 10 часов. Художники дежурили у печей до глубокой ночи, а иной раз приходилось работать и до утра.
«Здесь есть уникальная возможность работать с дровяным обжигом, - говорит Валерий Аркадьевич. - Работа с печами - вообще довольно сложное дело. Печи небольшие по объёму, в основном у нас ставка на так называемые скоростные обжиги. А дровяные - это своего рода фишка. Естественно, что не все художники владеют этим искусством, поэтому приходится обучать, проводить мастер-классы».
Индивидуальная творческая работа керамистов сочеталась с коллективным ежедневным трудом. При этом все художники отметили, что на симпозиуме была очень благоприятная дружеская атмосфера, и поэтому здесь хотелось работать, хотелось творить.
Люди с удовольствием общались, делились своими наработками, обменивались мнениями, приобретали дополнительный опыт, да ещё и создавали собственную творческую продукцию.
Алена Залуцкая, член Союза художников России, доцент кафедры Новосибирской архитектурной академии, призналась, что для неё это самое главное: «Это совершенно замечательное место, нас очень хорошо приняли, здесь отличная организация. Мы приехали из разных стран, с разных концов света, и самое главное - мы творим вместе! Работаем больше 12 часов в день, не прерываясь и не отдыхая. Суть симпозиума «Огненные письмена» можно обозначить четырьмя словами: дружба, взаимовыручка, понимание, интернационализм!»
Вдохновение - в природе
Тема мероприятия, заявленная организаторами, - «Скульптура в керамике». Поэтому каждый из художников создавал одно или несколько произведений около метра высотой плюс ещё не менее 10 изделий.
9 сентября прошла большая выставка на траве, на которой участники презентовали свои произведения.
Многих поразила Шриния Чаудхури из Индии, которая представила композицию из пяти своих произведений - «домики-скворечники» на колёсах. В её работах всегда есть социальный подтекст, вот и на этот раз она связала тему работы с проблемами в Сирии - люди вынуждены уезжать с насиженных мест, теряют крышу над головой.
«В прошлом году я была в Сибири на художественном симпозиуме по керамике «Байкалкерамистика», там подружилась со многими художниками, - рассказала Шриния. - И никогда не думала, что вернусь в Россию так быстро. Я с радостью послала свою заявку на участие в симпозиуме «Огненные письмена», как только услышала о нём, и не пожалела».
Девушка закончила магистратуру по скульптуре, сейчас профессионально работает в керамике в технике пластов. Этот метод лепки напоминает работу с выкройкой, и иногда его называют текстильной керамикой. Шринии интересно бывать в новых местах, нравится работать в разных технических условиях и экспериментировать с материалом.
Другой участник симпозиума - замечательный керамист из Молдовы Валентин Байда просто «убил всех наповал» своими произведениями, сделанными в технике гончарного круга. Это «совершенно запредельный», как говорят про него коллеги по цеху, мастер гончарного круга, который экспериментирует с разными способами нанесения глазури и имеет уникальный опыт.
Ирина Счастная из Беларуси - мастер международного класса. Её произведения никогда не повторяются, несмотря на общую схожесть формы. Участники симпозиума, затаив дыхание, смотрели, как творит этот мастер.
Талантливая художница Екатерина Базлова,выпускница Абрамцевского художественного училища, божественно владеет цветом, на уровне классиков русской живописи, только в керамике. Катя делает совершенно изумительные вещи в традициях поливных изразцов Врубеля.
Молодой художник Антон Тихоновец (Беларусь) получил здесь прозвище «надежда могилёвской керамики». Несмотря на юный возраст, он обладает уже серьёзным опытом и мастерством, проводит мастер-классы, делится своими секретами, преподаёт искусство управления дровяными печами и создаёт интересные скульптурные произведения.
Розана Бортолин - профессор из Бразилии, приехала сюда аж с другого конца планеты. Розана черпает вдохновение в красоте природы, лепит по своему способу, который здесь прозвали «птичьим». Она много лет изучала способы, с помощью которых строят свои гнёзда осы, и перенесла эту технику в свои работы. Получается интересная текстура и уникальные произведения.
«Идея моей работы - у каждого должен быть свой дом на этой земле», - призналась Розана.
Эгле Эйниките-Наркевичене - керамист мирового класса из Литвы, победитель многих международных конкурсов. Работает свободным художником, у неё своя мастерская. На выставке она представила необычную композицию: мальчик и девочка играют в песочнице.
«Дети не знают, что у них получится из песка, - объясняет Эгле. - Они будут стоять и смотреть друг на друга. Человек никогда не знает, что у него получится - из его брака, его работы. Или песок рассыплется, или получится какая-то форма. Это красивая тайна. И каждый человек превратится в песок всё равно, мы не будем жить вечно».
Симпозиум, несомненно, играет важную роль для развития культуры и искусства в регионе и в целом в России, считает Валерий Колтыгин. Это и развитие творческих отношений, и даже политических между творческими работниками.
«В мире идёт процесс глобализации - и именно демонстрация своих достижений, обмен знаниями в области искусства и культуры ставит более высокую планку для развития различных направлений в искусстве, - считает Валерий Аркадьевич. - Керамика - это высокопрофессиональное искусство, которое ни в чем не уступает таким традиционным классическим видам, как скульптура, живопись, графика. Керамическое искусство шагает в ногу со временем».