В 1987 году фильм "Человек с бульвара Капуцинов" вышел на широкий экран. Тогда Николай Караченцов, снимавшийся в нем, еще не стал живой легендой, но был одним из самых популярных актеров советского кино, любимцем женщин и просто бравым мужчиной. Его коллегой по съемкам, сыгравшим главную роль, был Андрей Миронов. Это его последняя работа, 16 августа 1987 года актера не стало.
В двадцатилетний юбилей фильма мы встретились с человеком, участвовавшим в съемках. Сейчас Андрей Евгеньевич Мамонтов работает в городской администрации. А тогда, в 1986-м, был простым индейским парнем.
"Хо-тим филь-му!"
На самом деле Мамонтов был студентом ярославского политеха. Заработав 140 рублей на практике, они с друзьями решили отдохнуть в Феодосии. Там они познакомились с ребятами из Минского университета.
Однажды, узнав о проходивших неподалеку съемках фильма "про индейцев", три ярославца и два белоруса отправились поглазеть на процесс.
Ну, пришли, ну, сели. Смотреть не на что: домики какие-то деревянные а-ля Дикий Запад. Тишина. Собрались уж уходить, как движение пошло: на автобусе приехала съемочная группа, аппаратура киношная появилась, люди забегали. Один из членов съемочной группы заметил студентов: "А паспорта у вас есть?" Ну зачем им паспорта с собой носить? Нет, конечно! "А-а, ну ладно, а то вот в кино бы поснимались..." Ну, это уже другой разговор! Да только зачем документы, и так согласны. "А как же вам, посторонним, костюмы выдавать?!" Студенты - народ смекалистый, предложили взамен костюмов свою одежду, без нее-то они точно никуда не денутся. Мужик из съемочной группы посмотрел на их одеяние, похихикал (ну какой у студентов гардероб, сами понимаете!) и согласился. Так нашлось пятеро индейцев для массовки. Один из них, Лева, в соответствии с внешним видом переквалифицировался позже в белого, то есть в ковбоя.
"Черт побери... Живут же люди"
Андрей Мамонтов участвовал в съемках пять дней: с 20 по 25 сентября, с десяти утра до пяти вечера. Нарядившись в костюмы, нацепив черные парики и понавтыкав туда перья, намазавшись специальным кремом (хотя было палящее солнце, характерную для индейцев красноту кожа не приобретала, приходилось создавать ее искусственно), можно было отправляться в бой с бледнолицыми. Боевую раскраску на лицо наносили гримеры.
Несмотря на всеобщую веселость (ну а что вы хотели: море, солнце, почти экзотические для советского человека ореховые деревья...), дисциплина не нарушалась. Никем.
Как-то был смешной случай. На улице полдень. Обеденный перерыв закончился, пора сниматься. А главная знаменитость (Андрей Миронов уже отснялся и уехал) Николай Караченцов исчез. Все суетятся, режиссер рвет и мечет, а Караченцов, отобедав, мирно спит на задворках под деревцем. "Николай Петрович, просыпайся!" - оборвал его крепкий сон "индеец" Мамонтов. И Петрович проснулся.
Ребята очень хотели сфотографироваться на память с Караченцовым и как-то раз подкрались к нему и сделали снимок. А он потом попенял ребятам, за стеснительность: сели бы лучше да обнялись по-дружески!
Так что никакой звездности (во всяком случае у тогдашних знаменитостей) не было. А играли хорошо. Вот, например, у Караченцова во время съемок очень болела нога (он даже хромал), а в фильме это незаметно.
"Билли! Заряжай..."
Слухи о съемках фильма быстро распространились по округе. Зеваки, коих набралось достаточное количество, отвлекали. Так что студентам сразу нашлась еще одна работа.
Любопытствующие спрашивали, завидев их в индейских костюмах: "А вы кто?" "Каскадеры! - отвечали переодетые студенты и продолжали: - Но вы зря тут собрались, здесь везде бомбы!" Ох! Ах! Всех зевак и след простыл.
Все, наверное, помнят сцену захвата города. Кажется, индейцев там много. Но кино есть кино, в нем все вымысел. Пять индейцев в этой сцене смогли изобразить целую толпу. Правда, как признался Андрей Мамонтов, для создания иллюзии многочисленности коренного населения Америки "индейцы" из политеха бегали туда-сюда как ошпаренные.
Некоторые эпизоды приходилось снимать по нескольку раз: то лошадь не туда поскакала, то сам не туда побежал, то вообще все надо переделать. Искусство, как известно, требует жертв. Хотя такие жертвы при такой погоде и природе - сущие пустяки.
"Джек, что ты можешь сделать за деньги?"
Без настоящих каскадеров фильм не обошелся. Там есть кадр, где бесстрашный ковбой ловко прыгает с крыши дома. Кувыркнувшись на земле, он встает на обе ноги целый и невредимый, хотя высота там такая, что мама не горюй! Думаете, он был мастер по прыжкам? Нет! Вот что нам рассказал Андрей Мамонтов.
С другой стороны дома вырыли яму, в нее положили батут, на него каскадер и прыгал. Но это только первый этап съемки бесстрашного прыжка. На втором каскадер прыгнул с более низкой высоты, тут он уже и перевернулся как подобает, и на ноги вскочил. Потом два кадра соединили в один: прыжок с высокого дома и приземление. Вот и весь фокус!
А еще в съемках было задействовано много пиротехники. Все дымит, шипит, кряхтит... Есть один интересный эпизод, где актера преследуют пули врага, а после раздается взрыв. И когда дым рассеивается, перед камерой возникает человек - весь в саже и драной одежде. "Вот это да!" - ошеломленно вздыхает зритель. На самом деле все было так: сначала актеру указали точки на земле, где лежали пиротехнические снаряды (он должен был пробежать аккурат по ним для создания эффекта преследующих пуль). Затем отдельно снимали взрыв. И только после всего этого человека, измазанного гримерами, в костюме, порезанном на тонкие полоски, стало видно в дыму. Очень эффектно получилось.
"Он не любил синематограф"
В "Человеке с бульвара Капуцинов" снимался и Леонид Ярмольник. С ним был такой случай. На какое-то время режиссер Сурикова отошла, и заветный стульчик и камера были свободны. И что вы думаете, Ярмольник немедленно занял это место и сказал в шутку: "Хоть режиссером побуду!" И действительно, стал снимать. Тоже в шутку, конечно.
Может, поэтому у Андрея Евгеньевича при просмотре фильма сложилось впечатление, что он сделан как будто кусками, видна граница между различными этапами съемок, которые должны были составлять один эпизод: "Когда знаешь, как фильм снимался, воспринимаешь его немного по-другому". Помимо удовольствия от участия в съемках фильма Андрей Мамонтов и его товарищи получили и небольшое материальное вознаграждение. За каждый день, проведенный на съемочной площадке, им платили аж по пять рублей! Это было очень кстати, ведь 140 рублей к тому времени уже закончились.