Пятачок перед областной Думой стал ареной нового социального конфликта. Из поселка Золотой Колос Некрасовского района сюда приезжают пикетировать депутатов жители двух домов, оказавшихся в собственности московской фирмы "Агрокурорт". Основное требование демонстрантов - передача домов на муниципальный баланс. Тогда люди смогут приватизировать свои квартиры и жить спокойно.
И несколько душ в придачу
Обитатели двух домов в санатории "Золотой колос" оказались в этих местах по прозаической причине: здесь вместе с работой им предоставили жилье.
Вначале вообще все было просто и ясно. В 1983 году в прибрежном лесу построили санаторий для работников сельского хозяйства. Рядом с котельной и прачечной уже стояли два дома на 129 и 30 квартир для персонала. В том же году Президиум ВС РСФСР присвоил двум санаторским домам - "вновь возникшему населенному пункту" - статус поселка. Люди верили: десятилетия их работы на благо санатория - гарантия стабильности в их вопросе с жильем. Но в 1993 году исполком Некрасовского райсовета снял с жилья статус ведомственного, а Климовский сельсовет выдал ордера на квартиры. Председатель комиссии облсовета Лев Голдобин обратился к председателю Некрасовского райсовета Кудряшову с рекомендацией взять жилье на баланс. Почему этого не произошло, неясно. Так, уже в завязке этой истории появляются интересные моменты. И вопросы. Например, кто построил санаторий? То есть на чьи средства? Потому что людям отказывают в приватизации по причине того, что санаторий в частной собственности. И никто из жителей не может припомнить , как здравница оказалась частной, если раньше принадлежала профсоюзам.
Вот акт госприемки оздоровительного комплекса Некрасовским райисполкомом. Там написано: здания предъявляет комиссии заказчик - областное управление сельского хозяйства. Учреждение вроде государственное. Между тем новые владельцы "Золотого колоса" в суде утверждают: санаторий создан не на государственные, а на кооперативные и профсоюзные средства. Деньги на его строительство пошли якобы из фонда социального страхования колхозников, который в то время находился в ведении профсоюзов. Но как из колхозно-профсоюзного он стал частным?
Концов не найти
Акт госприемки парадоксальным образом фигурирует в тяжбе жильцов и "Агрокурорта". Фабула такова: в 1994 году жильцы пошли приватизировать квартиры. Отказ! Следующая попытка в 2000 году. Опять отказ. Судебное заседание по этому поводу состоялось 5 февраля 2001 года. Но судья Карабаева отложила рассмотрение дела. А 12 февраля "Агрокурорт"получает свидетельство о госрегистрации права на жилые дома. Так что теперь у москвичей был на руках козырь, который они и выложили на суде. Судья оставила иск жителей проданного поселка без удовлетворения. Вера Леонидовна Маслова, тогда председатель профкома, вспоминает:
- Мы обратились в областную прокуратуру, ее тогда возглавлял Колобов. Там провели проверку. Заключение: департамент государственной регистрации осуществил регистрацию с нарушением законодательства. Оказывается, там зарегистрировали право собственности на основании единственного документа - того самого акта приемки домов заказчиком - управлением сельского хозяйства Ярославской области!
Колобов написал: "Указанный акт приемки не свидетельствует о наличии либо переходе прав собственности на жилые дома ОАО "Агрокурорт"...
Директору департамента прокуратура внесла представление об устранении нарушений законодательства. Но иск жителей в Кировский суд остался неудовлетворенным! Так поселок и был отдан московскому барину.
Живите, пока дозволено
Теперь посельчан и вовсе поразили договором коммерческого найма жилья. Подписать его заставляют под любым предлогом. В нем говорится, что жилье предоставляется людям во временное пользование. Также хозяин оставляет за собой право повышать квартплату раз в год и право за администрацией санатория беспрепятственно входить в квартиры для проверки правил проживания...
Районный прокурор Валентина Седова:
- Мы разъяснили жильцам их право: у них действует в течение пяти лет договор найма жилья, подписанный в 2006 году. И только через суд их могут заставить подписать новый договор. Выселение тоже только через суд. А вообще, проблема здесь глубже, чем просто приватизация жилья. Вопрос: как санаторий стал собственностью "Агрокурорта"? Недаром митинговавшие накануне на Советской площади в Ярославле жильцы поселка выдвигали основным требованием передачу домов в муниципальную собственность. Ведь по закону приватизировать можно только муниципальное жилье.
Как разрешится этот конфликт? Ведь почти что в аналогичном случае Фрунзенский районный суд вынес решение о передаче общежития судостроительного завода в Ярославле на муниципальный баланс.
Директор санатория Константин Коновалов признается:
- Я лично, как директор, за передачу жилья людям. Содержание его экономически невыгодно нам. Но учредитель не хочет "дарить" свою собственность.
В Золотом Колосе я спросила у пенсионерки, которая гуляла с внучкой, зачем им приватизировать жилье.
Надежда Романова ответила:
- Просто проработала за эту квартиру медсестрой больше двадцати лет и хочется быть уверенной, что завтра из нее не выгонят.