За последние десять лет расстановка сил в вечной битве между учителями, учениками и родителями кардинально изменилась. После того как государство "повернулось лицом к детям", школа осталась в полном одиночестве, а родители на заявления учителя "Ваш ребенок плохо воспитан" получили возможность отвечать: "Я на вас в суд подам!" (как сделала родительница одной из школ Ленинского района) и "Да не слушай ты эту дуру!" (аналогичный случай в одной из школ Заволжского района).
Только тех, кто любит труд...
После разгула советской авторитарной системы образования маятник качнуло в противоположную сторону - к гуманистическим принципам и прочим красиво звучащим... формулировкам. Увы, именно формулировкам, потому что на практике "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности", прописанные в законе РФ "Об образовании", оборачиваются фактически полным отсутствием у учителя средств для заявленного в том же законе воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Как, например, воспитывать в ребенке трудолюбие, если в статье 50 закона "Об образовании" написано, что привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено без согласия обучающихся и их родителей? А ведь никаких идеологических воздействий из разряда "только тех, кто любит труд, октябрятами зовут" в арсенале школы уже нет.
Стало быть, прививаем трудолюбие раз в неделю на уроках труда... А если ни ребенок, ни его родители не заинтересованы в трудолюбии, да и в получении знаний вообще?
Поголовная грамотность
Законом в соответствии с гуманистическим подходом подразумевается, что дети рождаются с жаждой учиться и трудиться. Соответственно учитель, который не смог убедить подопечного получить хоть немного знаний, сам же и виноват. При этом заставлять учиться нельзя - у нас же свободное развитие личности! Еще одна выдержка из закона гласит: "Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
Что есть психическое и физическое насилие? Да что угодно! Как следует из опыта ярославских школ, это может быть: "листок позора", извещающий о том, что Петя Васечкин отмутузил Васю Петрова, удаление с урока, попытка заставить стереть написанное на стене слово... Являются ли эти меры действительно насилием, должен определять суд. Но до суда дело не доходит, иначе школа завязнет в этих разбирательствах, как муха в варенье. Так что педагог получает по шапке и от родителей, и от администрации школы без всякого суда-следствия. Какое уж тут уважение человеческого достоинства педагога!
Родители очень быстро усвоили, что у них и их детей есть права. Если ребенок подрался в школе и получил травму, на школу тут же подают в суд. Если ребенка в третий раз вызывают на педсовет по заявлению учителя и пытаются внушить, что материться нехорошо, а ребенок отпирается, мать говорит, что учительница к нему придирается и оказывает давление.
Зато никто не хочет вспоминать про свои родительские обязанности. Сейчас уже не редка ситуация, когда ученики заявляют: "Мне родители разрешают курить. Организуйте нам курилку - не будем дымить в туалетах!" А школа все упорствует, вытаскивая ребенка из этого туалета с папироской и доставляя его в комиссию по делам несовершеннолетних. То есть прививает здоровый образ жизни вопреки родителям.
Авторитет без авторитаризма
По идее, в воспитании ребенка семья и школа должны сотрудничать. Но когда учитель взывает к родителю, чтобы хотя бы он заставил свое чадо прийти на дополнительные занятия и не получить "неуд" по итогам года, он с большой долей вероятности слышит: "Я не могу с ним справиться", "А почему я должен что-то делать, если вы его не заинтересовали предметом?", "Да пошли вы, все равно тройку за год поставите"... Это реальные ответы, данные реальными родителями нескольких ярославских школ.
Кстати, поставить двойку за год действительно почти невозможно. А если поставишь - накажешь и себя, и школу: управление образования мэрии Ярославля школ с двоечниками не жалует. То же относится к школам со второгодниками и отчисленными за неуспеваемость. Поэтому оба эти способа борьбы с разгильдяями стремительно уходят в небытие.
Все вышеописанное не означает, что надо срочно вернуть жесткую систему образования, узаконить розги и стояние на горохе - случаев произвола учителей мы тоже знаем немало. Но если так пойдет и дальше, все это может вернуться само собой, когда количество неучей и неслухов превысит некую критическую массу и станет ясно, что дальше так жить нельзя. Если только не найдутся умники, которые внедрят в государственный мозг какую-нибудь "золотую середину" между гуманистическим попустительством и авторитарным душением свобод.
Единственное же, чем можно исправить ситуацию в имеющихся законодательных вилах, - сознательность самих родителей. Надо понимать, что уважение к личности возможно только тогда, когда эта личность сформировалась - не без влияния родителей и не без строгости учителей. А "непосредственный" и "свободный" митрофанушка, вышедший из школы, не зная, что такое деловая форма одежды, правила поведения в обществе, ответственность за поступок, вряд ли добьется уважения и успеха, несмотря на искреннее желание мамы с папой подарить ему весь мир.