Ровно полвека назад, в 1958 году, одурманенные коммунистической химерой обитатели Кремля объявили Богу войну. Она продолжалась до самого конца правления Хрущева и стала последней попыткой режима в короткий срок покончить с религией. О гонениях на церковь, священников и верующих на Ярославской земле рассказывают долго остававшиеся секретными документы местных архивов.
Пережиток капитализма
Строительство коммунизма мыслилось прежде всего как искоренение "пережитков капитализма", среди которых религия почиталась главным. Памятуя неуспех прежних пропагандистских атеистических кампаний, в этот раз начали с экономического подавления. Осенью 1958 года Совет Министров СССР принял сразу два постановления, ограничивающих хозяйственную жизнь монастырей и епархий. Особенно чувствительным для церкви оказалось повышение налога на свечное производство - главный источник доходов. Ярославский епископ прямо заявлял, что это "для церкви гибель", и ездил к патриарху советоваться - как быть? Решили увеличить цены на свечи: рублевые продавать за два, а трехрублевые за четыре рубля.
Той же осенью постановили прекратить паломничество к "святым местам". В Ярославской области обнаружились три "святых источника": возле Тутаева, в Переславском и Брейтовском районах. В областных и районных газетах появились письма трудящихся с требованиями закрыть рассадники заразы, местные власти приняли соответствующие меры. Дольше всех сопротивлялся тутаевский источник. В отчетах он ежегодно "окончательно уничтожался", но ликвидирован был только в 1965 году.
В январе 1960 года идеологи агитпропа сочинили закрытое постановление ЦК КПСС "О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах". Цель - всячески ограничить влияние церкви административными запретами. В Ярославской области за год закрыли 13 храмов и ликвидировали свечную мастерскую епархиального управления. Прекратили выплачивать полные пенсии тем, кто участвовал в церковной деятельности в качестве старост, псаломщиков, регентов и певчих. Повсеместно организовывали вечера вопросов и ответов, "устные журналы" и "громкие читки" на самые разные темы - от традиционной "Был ли Христос?" до "Влияние религиозных праздников на здоровье трудящихся". Областное издательство выпустило сборник частушек про попов. Несмотря на все антирелигиозные усилия, жители области крестили 60% всех родившихся младенцев и отпели 65% умерших. Доход духовенства даже возрос.
Разрушить до основания
В феврале 1961 года ЦК КПСС принял очередное закрытое постановление "О записке Совета по делам Русской православной церкви". В нем Ярославскую область помянули в числе отстающих по атеистической работе. На очередной областной партийной конференции только что приступивший к своей многолетней деятельности первый секретарь Ярославского обкома Федор Лощенков не обошел вниманием антирелигиозную тему. Употребляя такие сильные выражения, как "религиозники", "иконная рухлядь в жилых домах", он призывал "разрушить до основания питательную почву церковников".
Главным средством "разрушения питательной почвы" оставалось закрытие церквей. Порой это принимало дикие формы. Весной 1961 года закрыли церковь в селе Малахове Тутаевского района. Ключи от храма верующие отдавать не хотели. Местный партийный секретарь отрядил работников райисполкома "здание освободить, а культовое имущество уничтожить". Что при этом творилось, повествует письмо верующих архиепископу Никодиму, возглавлявшему тогда Ярославскую епархию: "Пришли старухи верующие, просили дать им из храма по иконке, всех выгнали, глумились всю ночь. Которые иконы вытаскивали, жгли на улице, а которые - в храме. Когда мы пришли днем в церковь, увидели печальное зрелище. Дикари не поступили бы так, как партийные люди".
Вообще 1961 год обернулся для Православной церкви большими переменами к худшему. Священники полностью отстранялись от финансово-хозяйственной стороны церковной жизни и становились чем-то вроде служащих по найму. Создавалась система жесткого контроля над людьми, совершающими крещения, венчания и отпевания. Церковный староста обязан был предоставлять их паспортные данные в исполком местного Совета. Провели поголовную перерегистрацию священников, в назидание всем нескольких наказали. Ярославский священник крестил младенца на дому и был за это снят с регистрации. Несколько вышедших уже "за штат" стариков-священников, откликаясь на просьбы верующих, ходили по окрестным селам и совершали требы. Один даже соорудил себе кадило из консервной банки. Все были строго предупреждены.
Новые яркие обряды
В самом начале 1964 года прозвучал заключительный залп хрущевской антирелигиозной войны. ЦК КПСС произвел на свет очередное закрытое постановление "О мероприятиях по усилению атеистического воспитания". Предписывалось охватить антирелигиозной пропагандой всех поголовно. Чтобы отвлечь людей от церкви с ее торжественностью и благолепием, надлежало повсеместно внедрить "новые яркие советские обряды" - комсомольские свадьбы, торжественные регистрации новорожденных и дни совершеннолетия.
Сразу же открыли университет научного атеизма в Ярославле и школы атеизма в райцентрах. Переславский горком партии ухитрился создать школу атеистов аж при родильном отделении городской больницы. На агитплощадках и в клубах бесплатно показывали фильмы о попах-проходимцах. Ростовский музей-заповедник организовал цикл лекций на неожиданную тему: "Реакционная роль церкви в истории Ростовского края". С новыми яркими обрядами тоже начудили. В Угличе по предложению местного "старого большевика" день новорожденного решили проводить под духовой оркестр, с пением революционных песен, речами и докладами, под красными знаменами. Напуганный таким обрядом рабочий угличского леспромхоза на всякий случай сразу же окрестил всех своих четверых детей.
Пропагандистская война с религией неизбежно вылилась в оскорбления духовенства и верующих. Ярославскому уполномоченному по делам Русской православной церкви поступали такие жалобы: "Лектор битый час доказывал, что верующие - это прохвосты, жулики и пьяницы, а немало их является и шпионами. Во время лекции были возгласы: "Уходи! Попы хоть врут по книге, а ты врешь без книги".
В 1965 году последняя антирелигиозная война быстро идет на убыль. На Ярославской земле к этому времени число действующих православных храмов сократилось со 143 до 86, количество священников - со 162 до 96. Крестили и отпевали треть всех родившихся и умерших. Мечта Никиты Хрущева - показать по телевизору последнего советского попа - не сбылась.