На днях межрегиональный общественный центр "За безопасность российских дорог" опубликовал свежий рейтинг аварийности, в котором Ярославль занимает 12-е место, находясь в середине списка. Мы решили выяснить, какой общественный транспорт и по каким причинам становится наиболее опасным для пассажиров.
Смертельный транспорт
- Если на городских маршрутах все обстоит более-менее нормально, то на пригородных и междугородных рейсах сложилась очень тревожная ситуация, - считает начальник Управления Государственного автодорожного надзора по Ярославской области Олег Харламов. - "Газели" - это вообще притча во языцех.
Эти микроавтобусы возят пассажиров в дальние рейсы, в то время как совершенно для этого не приспособлены. К такому транспорту должны предъявляться особые требования - например, мягкие сиденья, багажные отсеки. Однако в действующих правилах обслуживания пассажирских перевозок это все не учитывается.
В погоне за заработком предприимчивые водилы ездят без отдыха по 15 -16 часов кряду. Какая уж тут забота о пассажирах!
- В прошлом году из 2500 единиц лицензированного транспорта в области 33 автобуса попали в аварии, что, на мой взгляд, довольно высокий порог аварийности, - отметил Олег Харламов. - Хотя стоит признать, что за первые два месяца 2009 года пока зафиксировано всего два случая ДТП с участием маршрутных такси. Что же касается именно "Газелей" и "Фордов" (автотранспорт до 20 посадочных мест), то в нашей области они составляют 21% от общего количества автотранспорта (для сравнения: по России - 45%, а в некоторых регионах - до 60%). Кроме того, в нашем регионе введено ограничение на срок эксплуатации "Газелей" - 3 года, по истечении которых машина должна быть заменена.
Аварийный выход не работает
В конце прошлой недели проводилась совместная проверка сотрудниками автодорожного надзора, ГИБДД и налоговой инспекции, в ходе которой был обнаружен ряд нарушений.
- Так, "Газель", работающая на маршруте Тутаев - Ярославль, не имела лицензии на пассажирские перевозки, к тому же она была переоборудована из 13-местной в 15-местную.
Стоит отметить, что та же самая маршрутка проходила проверку еще 29 января - тогда были найдены серьезные технические нарушения, в числе которых неработающий аварийный выход.
- Каково же было наше возмущение, когда обнаружилось, что машина до сих пор находится в таком же состоянии, несмотря на выданное ранее предписание! - восклицает временный исполнитель обязанностей начальника автодорожного отдела Управления Государственного автодорожного надзора Василий Сивов.
Вопиющее безобразие
Одна из главных проблем, с которой борются сотрудники ГИБДД, государственного автодорожного надзора и налоговая инспекция, - это маршрутные такси - "фантомы". Не имея лицензий, такие "Газели" колесят по пригородным маршрутам Ярославль - Рыбинск, Ярославль - Тутаев и т.д.
- Дело в том, что любой платежеспособный гражданин имеет право приобрести этот транспорт якобы для своих нужд, и в таком случае лицензия ему не требуется, - пояснил Олег Михайлович. - Таких вопиющих случаев на наших дорогах великое множество! Очень много уходит сил, чтобы прекратить это безобразие. Не хотелось бы заниматься какой-то агитацией, но с вокзала Ярославль - Главный ходит большое количество автотранспорта, который комфортен и безопасен для пригородных дорог. Зачем же садиться в "Газели"?
Самое страшное, что маршрутки-фантомы практически не поддаются контролю.
- Это наш бич! - заявил Василий Сивов.
Причем предприниматели сейчас стали весьма грамотными. Они рассчитывают, что если владелец маршрутки - юридическое лицо, то штраф за работу без лицензии составит - 40 - 50 тысяч рублей. Однако если это индивидуальный предприниматель - то всего от 4 до 5 тысяч. Ну а если перевозчик - физическое лицо, то штраф составит лишь 3 тысячи рублей, которые могут быть возмещены за несколько пригородных рейсов.
За рулем - непрофессионалы
- Сегодня нет подготовки кадров для общественного транспорта, как на муниципальном уровне, так и на уровне частных предпринимателей. Отсюда привлечение в больших количествах иностранной рабочей силы, - сообщил Олег Харламов. - Это одна из причин довольно высокого уровня аварийности на дорогах области.
Между тем владельцы маршрутных такси выражают готовность брать на работу местных водителей.
- Если бы был выбор из ярославцев, я с удовольствием не нанимал бы на работу иностранцев, так как с ними возникает дольно много проблем - пояснил частный предприниматель Владимир С., - нужно работать с миграционной службой, оформлять регистрацию.
Кроме того, если раньше существовал некий профессиональный отбор для водителей общественного транспорта, то сегодня о нем речи не идет, все из-за того же дефицита кадров. Между тем, количество транспорта в последние годы неуклонно увеличивается, в том числе маршрутных такси - "Газелей", "пазиков" стало в разы больше.
P.S. Одно из последних серьезных ДТП произошло в январе на выезде из Ярославля по вине водителя, везущего пассажиров в Тутаев. Тогда "Газель" перевернулась, и серьезно пострадали 4 человека из-за того, что водитель маршрутки превысил скорость.