(обновлено )
Примерное время чтения: 5 минут
150

Игра руками и ногами. Почему в России растёт интерес к органной музыке

Анастасия Григорьева / АиФ

Орган – величественный и по-настоящему мистический музыкальный инструмент. Его пробирающее до мурашек звучание запоминается на всю жизнь. И на сегодняшний день всё большей популярностью пользуются именно органные концерты. Например, в Ярославле услышать такую музыку можно в Лютеранской церкви Святых Петра и Павла. Несколько раз в год здесь выступает известная российская органистка Мария Блажевич. Музыкант рассказала yar.aif.ru, почему же орган так сильно полюбился современным слушателям.

«Космическое ощущение»

С органом Мария познакомилась ещё в школьные годы. Вместе с подругой они пришли на концерт в Тюменскую филармонию. Правда, история эта была совсем не о первой любви к инструменту.

«Когда я впервые услышала орган, у меня был дикий смех. Я удивилась, что это за инструмент такой? Звук был очень странным. Хотя мы с подружкой были примерными ученицами, нас тогда чуть ли не вывели из зала. Кто бы мог подумать, что судьба так повернется, и я посвящу свою жизнь именно органу?» - вспоминает Мария.

Однако первым инструментом Марии стало фортепиано. Играть на нём девушка училась в Тюмени в филиале Уральской консерватории. Тогда в город приехал органист из Екатеринбурга Анатолий Маркович Маршалов, чтобы набрать органный класс. В тот момент Мария впервые серьёзно заинтересовалась музыкальным инструментом.

Справка
Мария Блажевич – российская органистка, пианистка и клавесинистка. Лауреат премии «Органист года – 2021». Кандидат искусствоведения. С отличием окончила Казанскую государственную консерваторию им. Н.Г. Жиганова по двум специальностям: «Фортепиано» (класс профессора Э.К. Ахметовой) и «Орган» (класс профессора Р.К. Абдуллина), а также магистратуру Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра старинной музыки (класс профессора А.А. Панова). Лауреат множества международных конкурсов.

«Конечно, мне это было очень интересно. Я понимала, что с органом связан особый пласт музыки, например, произведения Иоганна Баха. То есть та музыка, которую мы не можем сыграть аутентично на современном рояле. Когда я впервые коснулась органа, было просто космическое ощущение», - рассказывает музыкант.

Все уроки проходили в городской филармонии. Однако через полгода её закрыли на ремонт. Преподаватель посоветовал Марии ехать в Казанскую консерваторию, где ректор был органистом. Девушка начала одновременно играть на фортепиано и органе. И с того момента больше не расставалась с инструментами.

Орган – это сверхинструмент

Играть на органе – задача непростая. Нужно следить не только за руками, которые бегают по клавишам, но и за ногами. Ими тоже приходится играть свою мелодию, причём делать это всё одновременно.

Играть приходится сразу на нескольких клавиатурах.
Играть приходится сразу на нескольких клавиатурах. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

«В органной музыке есть свои чёткие правила, которые надо изучать. Здесь важна координация движений – умение совмещать нажатие клавиш руками и ногами. Нужно свободно владеть руками, чтобы подключать ноги. Приходится тренироваться каждый день по несколько часов», - говорит Мария.

Само устройство органа чрезвычайно сложное. К каждой клавише подсоединяется труба. При нажатии открывается клапан – и труба начинает звучать. Однако этим всё не заканчивается. Орган способен имитировать звуки самых разных духовых и клавишных инструментов. Переключаться между ними помогают рукоятки, за которые тянет музыкант. Каждая из них включает или выключает соответствующий ряд органных труб. Так меняется и звук, например, от высокого к низкому.

«Орган – это возможность играть и выступать. Таким образом я воплощаю свои мечты стать дирижером, потому что орган – это сверхинструмент, который может легко подражать разным тембрам. Инструмент с огромными возможностями. На нем можно играть любую музыку, даже из кинофильмов. Это инструмент, который может всё», - считает Мария.

На сегодняшний день всё чаще создают компактные электронные органы. Ведь оригинальный инструмент очень громоздкий и большой, чтобы поставить его, к примеру, у себя дома и тренироваться. Однако Мария предпочитает именно старинные органы: «Сейчас инструмент можно просто включить в розетку, как пылесос. А для обслуживания старинных органов нанимали специально обученные людей, которые во время репетиций и концертов прокачивали вручную воздух через орган. Сейчас в филармониях и церквях уже нет возможности ставить духовые органы. Вместо них появляются электронные органы с искусственными трубами. Но в них нет живого звука, живых труб».

«Для нас это экзотика»

Сегодня имя Марии Блажевич известно многим российским слушателям, интересующимся органной музыкой. Девушка выступает с концертами по всей стране.

«Я практически каждый день в разных городах. Везде, где есть органы, я уже играла. Для меня счастье, когда я могу выступать и играть концерты. Сам процесс исполнения для меня – наркотик, в хорошем смысле», - говорит органистка.

Современные органы очень компактные.
Современные органы очень компактные. Фото: АиФ/ Анастасия Григорьева

Мария отмечает, что в последнее время в России очень полюбили орган. Для слушателей он создаёт мистическое настроение: «Сейчас бум органной музыки в России. На концерты в филармониях приходит больше всего людей. И это здорово, что люди рвутся послушать орган. В Европе все слышат орган каждые выходные в церквях, орган для них – обычный инструмент. Для нас же это экзотика».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах