Примерное время чтения: 6 минут
378

Покупки, еда и «киношка». Андрей Алексеев - о развитии киноиндустрии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и Факты - Ярославль 12/10/2016
Показы фильмов под открытым небом в музее-заповеднике стали популярны в Ярославле.
Показы фильмов под открытым небом в музее-заповеднике стали популярны в Ярославле. / Из личного архива Андрея Алексеева / Из личного архива

2016-й проходит как Год российского кино. Какими «киношными» событиями насыщена жизнь в Ярославле? Поменяют ли они что-то в сознании зрителя? О жизни кинематографа в нашем городе мы расспросили Андрея Алексеева, большого знатока и любителя этого вида искусства и директора одного из ярославских киноклубов.

Наелись и пресытились

Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Андрей, кино сейчас - это искусство или развлечение?

Досье
Андрей Алексеев родился 3 августа 1977 года в Ярославле. В 1999 году окончил факультет русской филологии и культуры ЯГПУ имени К.Д. Ушинского. Работал программным директором радиостанции «Элис» и «Love Radio», арт-директором кинотеатра «Родина». В настоящее время - генеральный директор киноклуба «НЕФТЬ». Лауреат Национальной радиовещательной премии А. Попова и премии ярославской блогосферы «100 сорок».
Андрей Алексеев: Если смотреть на исторический процесс, то изначально кино создавалось как развлечение и некий вид досуга. Для большевиков оно было формой агитации и пропаганды. В исполнении Владимира Ленина это звучало так: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино и цирк». После Второй мировой войны, когда появились международные фестивали в Каннах, Венеции, Берлине, кино стало приобретать некую ценность с точки зрения культуры. Понятие «кинокартина как шедевр» стало употребляться всё чаще. Сейчас авторские фильмы существуют вполне на равных с развлекательными историями. Последнее время людям недостаточно просто посмотреть кино и забыть о нём: зрители хотят проникнуться какими-то идеями, обсудить их с окружающими.

Но, несмотря на такие факторы, кино остаётся наиболее востребованным как способ развлечься. Причём одно из самых доступных развлечений по ценовому сегменту. Стоимость билета на фильм гораздо ниже, чем в театр или парк аттракционов. Кино поддерживает реноме доступного и дешёвого развлечения для широкой аудитории. И останется востребованным ещё приличное количество времени, но, возможно, будет претерпевать какие-то изменения в плане форматов просмотра. Зритель не то что бы обленился, а в каком-то смысле наелся и пресытился, ему нужно нечто новое и удивительное. Массовый зритель всё чаще мигрирует в сторону сериального контента и использует прочие возможности интернета. Зачем идти в кинотеатр, если можно посмотреть фильм дома, в комфортных условиях?

- Тогда почему наши кинотеатры в торгово-развлекательных комплексах никогда не пустуют?

- Покупки, вкусная еда и просмотр «киношки» заодно становятся стандартным набором пользователя, который пришёл провести выходные в торговый центр. Такая форма досуга имеет право на существование, но именно поэтому в репертуарной сетке многозальных сетевых кинотеатров всегда есть только очень простое для понимания, массовое кино. Соответственно, на него приходит зритель без специальной подготовки. Если в репертуар вклинивается какой-нибудь авторский фильм, взрывающий мозг, то человек, конечно, его один раз посмотрит, но больше никогда не придёт. Логично для такого кинематографа использовать отдельные площадки, как это происходит у нас, в Ярославле.

Общие ценности

- Есть ли плюсы у массового кино?

- Голливудское кино - не такое уж плохое с точки зрения морали и светлых чувств, которые меняют мир к лучшему. Понятно, что у каждой крупной нации есть своя мораль, но Голливуду удаётся транслировать в мир общие ценности, которые созвучны с настроением людей по всему миру. Правда, это достаточно шаблонное кино, созданное по определённым лекалам и стереотипам. Оно пользуется огромным спросом повсеместно, потому что представляет собой целостную систему, продукт работы целой индустрии. На создание блокбастеров тратятся миллиарды долларов, чтобы они снимались и доходили до потребителя.

Сейчас в России пытаются создавать крупные картины по голливудским канонам. Последние примеры - «Экипаж» и «Сталинград», которые пользовались огромным спросом у зрителя. Но они абсолютно «американские», не считая русских лиц актёров.

- Зачастую Ярославль становится площадкой для съёмок российских картин. С чем это, на ваш взгляд, связано?

- Причины довольно просты. Во-первых, Ярославль находится близко к Москве. Есть возможность приехать на один день, выполнить все задачи и уехать обратно. Плюс, по сравнению со столицей, всё стоит дёшево. В нашем городе есть технологическая база «Ярсинема», созданная Юрием Ваксманом. Во-вторых, Ярославль - по-настоящему красивый город. Несколько факторов сходятся в один большой плюс, что и обеспечивает успех города как съёмочной площадки.

- Однако мы сами почти не делаем фильмы. В Ярославле нет талантов?

- Для этого нужна индустрия и огромные средства. Не так много студий в России могут позволить себе снимать полноценное кино: у нас не хватает силёнок. Но в этом и нет необходимости. Лучше пусть съёмкой фильмов занимаются профессионалы, чем все кому не лень.

Таланты у нас есть. К примеру, Александр Петров, Евгений Коряковский, Юрий Ваксман. Но вы правы, их не так уж и много. Это обратная сторона нашей географической близости к Москве. Молодые люди, чувствующие в себе силы творить, уезжают учиться в столицу или Санкт-Петербург.

Инструкция сверху

- Достаточно ли в городе прошло мероприятий, посвящённых Году российского кино?

- Если сравнивать с прошлым годом, который признали провальным сами чиновники Министерства культуры, то, безусловно, Год российского кино проходит заметно и масштабно. Работа шла во многих направлениях. Мы, например, делали специальные показы под открытым небом в музее -заповеднике, КЗЦ «Миллениум» проводит обширные программы по продвижению кино среди различных социальных групп, в нашем цирке был установлен огромный экран и прошло несколько просмотров.

Проблема заключается в том, что Год российского кино - это всего лишь громкий слоган, под который подтягиваются усилия и бюджеты. У нас любят обозначать. В этом специфика российской действительности. Всё это весьма искусственно и делается с целью пропаганды. Одного года для развития и укрепления отдельного вида искусства недостаточно.

Взять только наш День города. Сверху спустили инструкцию, что надо трубить на всех углах про кино. Но самое главное в этом виде искусства - не говорить о нём или исполнять известные саундтреки, а смотреть и наслаждаться. Где показывали кино в День города? Там же, где обычно.

- Как можно охарактеризовать ярославских зрителей?

- У нас очень крепкие кинематографические традиции. Ещё в начале 20 века благодаря усилиям местных предпринимателей у нас снималось кино и проводились настоящие кинопоказы. Ярославцы очень любознательные и тянущиеся к прекрасному зрители. У нас есть большие перспективы в этом направлении, а Ярославль - город, где живёт много талантливых и образованных людей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах