Уже в апреле в Ярославле произойдёт реорганизация детских школ искусств. К хоровой школе «Канцона» присоединят детскую школу искусств №4, а детскую школу искусств №6 присоединят к школе №1. Мэрия намерена сократить административный ресурс, а также 12 преподавательских ставок.
Но как экономия средств отразится на качестве дополнительного образования? Почему власти не думают о детях? Об этом мы поговорили со Светланой Добрецовой, ассистентом кафедры культурологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и аспиранткой по специальности «Теория и история культуры».
Под одну гребёнку
Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Светлана, с чем, на ваш взгляд, связана реорганизация школ искусств?
В Японии, экономически более состоятельной стране, ещё во второй половине XIX века принятое положение об образовании гласило: «Ни одна семья, ни в городе, ни в деревне, не должна остаться не охваченной образованием. Этого требуют интересы укрепления государства». И образование наряду со службой в армии и уплатой налогов стало рассматриваться как третья важнейшая обязанность японца. Там образование считается наиболее рентабельным вложением средств. А первые результаты имеют отсроченный характер.
Сейчас у нас учителя и педагоги работают не за зарплату, а за идею. Но таких людей с каждым годом становится всё меньше. К этому процессу добавляется сокращение учебных часов и даже реорганизация школ искусств.
На мой взгляд, любое укрупнение - это негативное явление. Это сокращение педагогических ставок и, соответственно, снижение качества образования, поскольку на каждого педагога будет приходиться большее количество детей. Опять же обращусь к японскому опыту в сфере образования: на одного педагога - максимум пять учащихся.
Мы не можем также игнорировать некий географический фактор: если заведение перенесут в другой район, отдалённый от дома, ученики начальных классов уже не смогут самостоятельно добираться до него. Школы искусств, о которых сейчас идёт речь, имеют различную специфику, в том смысле, что методика каждого вида искусства, будь то живопись, или музыка, или хореографическое искусство, различна. Для хореографической подготовки требуется пространство, живописный класс требует особого освещения, хоровой - музыкальной акустики, и так далее. Нельзя равнять всех, всех мерить одной меркой, мести под одну гребёнку. Когда происходит укрупнение, эти границы нивелируются, и специфика обучения не учитывается.
Учебные часы сокращают
- Что даёт детям художественное образование: музыкальные школы, уроки рисования, танцы?
- Если вспоминать идеал эпохи Возрождения, то в центре мироздания был гармонически всесторонне развитый человек. Этот образец, на мой взгляд, справедлив и для современного мира. Обязательно должно быть художественное образование, хотя бы в форме внеурочных занятий. В школе сокращают учебные часы музыки и ИЗО, ритмики и хореографии нет вовсе. Например, такой предмет, как «Мировая художественная культура» является региональным компонентом образования, и учебное учреждение само решает, будет он у детей или нет. Получается, что общение с искусством сводится к минимуму.
Моя ученица Даша, сейчас она в третьем классе, ходит заниматься в центр «Перспектива» - на танцы, рисование и лепку. Это не значит, что она станет известным художником или балериной. Но и таланту нужен некий импульс. Эту функцию также может выполнять педагог или школа искусств.
Элементарно - ребёнку нравится, она получает удовольствие от процесса. Цель дополнительного художественного образования не только в том, чтобы научить рисовать, но и реализовывать функцию эстетического воспитания, то есть учить ребёнка видеть прекрасное во всём многообразии его проявлений и в жизни, прежде всего, в человеческих отношениях, окружающей обстановке. Моё принципиальное убеждение: ребёнок не должен замыкаться на школе, но при этом должен быть занят. Как минимум это дисциплинирует.
- Есть ли в современном мире громкие имена деятелей искусств из Ярославля, кто достиг определённых высот в своей профессии?
- Безусловно, это художник-мультипликатор Александр Петров, лауреат премии «Оскар» за мультфильм «Старик и море». После 9-го класса он поступил в Ярославское художественное училище, а сейчас является единственным академиком-мультипликатором. Если обратиться к театру, то это Валерий Кириллов, «Народный артист России». В 1989 году он окончил наш театральный институт. Он, безусловно, реализовался на ярославской почве. В плане режиссуры меня восхищает творчество Александра Кузина. Эти люди - апофеоз таланта, человеческого гения и успешной реализации.
Сердечки в соцсетях
- Когда человек или ребёнок обращается к искусству, происходят определённые эмоциональные реакции, которые ведут к рефлексии, иными словами, стимулируют мыслительный процесс и формируют то или иное оценочное суждение. Далее происходит побуждение к совершению поступков в соответствии с правилами, ценностями и нормами, которые были сформированы.
Науки гуманитарно-эстетического цикла формируют оценочные реакции, которыми в дальнейшем руководствуется человек при контакте с миром, во взаимодействии с обществом и природой.
Следовательно, гуманитарные науки, как вы выразились, обладают большим этическим и нравственным эффектом. Речь идёт о ценности человеческой жизни, любви, семьи и дружбы.
Для благополучия нашей страны нужно воспитывать достойное поколение, которому интересны не только сердечки в социальных сетях. Я не спорю, важны математики, экономисты, врачи, но человек может и должен быть шире и не замыкаться в рамках своей профессии. Жизнь сама по себе становится полноценнее, если мы начинаем «общаться» с искусством, примеряя на себя опыт того или иного героя, мы растём духовно и духовно же обогащаемся.
Это касается и самых простых вещей - как вести себя в обществе, какой цвет выбрать в одежде, каким образом организовать личное пространство в комнате, какой фильм или книгу выбрать для просмотра или чтения. Городская среда в этом плане имеет колоссальное влияние. Дети невольно считывают информацию.
В системе высшей школы это воспитание средствами искусства проходит несколько иным образом. Например, предметы гуманитарного цикла в нашем университете читаются на всех факультетах - будь то биологи, физики или будущие преподаватели физкультуры. Я считаю эту тенденцию верной. Мы живём в очень сложной культурной ситуации, многие учёные называют наше время «посткультурой».
У современного молодого человека отсутствует чёткая система ценностей. И преподавателям нужно помочь молодому поколению сориентироваться в этой сложной культурной ситуации, но процесс этот не навязываемый и не жёстко контролируемый, это процесс самый непосредственный и сложно организуемый. Недостаёт и подготовленных кадров. Дети страдают от этого.
Не будет нормального уровня культуры - не будет и экономического развития. Вопрос с коррупцией, на мой взгляд, имеет корни в отсутствии порядочности, совести. Нравственные качества человека формируются гуманитарным образованием.