Всего несколько предприятий в России занимаются редким производством - литьём колоколов. И лишь одно создаёт их по старинным технологиям, которые применялись несколько веков назад. Колокольный завод Николая Шувалова в Тутаеве - уникальное, единственное в своём роде производство, подобных больше нет в мире.
«Храм перевернул нашу жизнь»
Николай Шувалов говорит, что начал заниматься литьём колоколов почти случайно. Строитель по образованию, предки которого были литейщиками и оружейниками, со всей семьёй переехал в Тутаев из Ижевска ещё в 80-х.
«Поселились в доме на берегу Волги, напротив знаменитого Воскресенского собора. Храм-то всю нашу жизнь и повернул: из XVII века через все российские перипетии до нас дожил, а вот голоса своего лишился: на большой соборной колокольне ни одного колокола не осталось. Настоятель и благословил нас с братьями на литьё колоколов для собора - поверил, наверное, в уральских мастеровых», - вспоминает Николай Александрович.
Лишь на первый взгляд дело показалось несложным. Но осилить поставленную задачу удалось не сразу. Местный завод, где было хорошее литейное производство, в помощи отказал.
«Тогда, в 1990 году, ещё была советская власть. Нас спросили: «Колокола для церкви? Это же опиум для народа!» И отказали. Пришлось организовать дело во дворе собственного дома: установили печь, начали отливать небольшие колокола по современным технологиям. Но вот незадача: колокола не звучали!» - рассказывает Николай Шувалов.
Первые неудачи лишь разожгли интерес к делу и заставили обратиться к истории вопроса - начать изучение колокололитейного производства «от печки».
Как Оловянишниковы
В своё время самое известное в Российской империи колокололитейное производство принадлежало ярославским купцам Оловянишниковым. Их технологию и решил освоить Николай Шувалов.
«Начал разбираться подробно в старинном ручном способе формовки колокола, отказавшись от всех современных технологий. Изучал книги Оловянишниковых, копался в архивах монастырских библиотек, 6 лет собирал информацию, пробовал, экспериментировал. Немало образцов было разбито и отлито заново. Первые хорошо получившиеся колокола подняли на колокольню Воскресенского собора».
Так и получилось, что среди всех мастеров, что сегодня льют колокола в России, шуваловское производство единственное, где все этапы создания колокола основаны на ручном труде, на тех же материалах - медь, олово, песок, глина, кирпич, воск, что и 200-300 лет назад. Как и в далёкие времена каждый колокол рождался от месяца до года.
Сегодня завод Шувалова - это несколько цехов: студия художников, формовочный цех, литейный и обрабатывающий. Каждый этап Николай Александрович знает досконально, за прошедшие годы пришлось освоить целый спектр знаний - инженерных, художественных, музыкальных. Но как говорит сам мастер, он ещё не достиг совершенства в своём деле. Он пока на пути к созданию идеального колокола.
Свой секрет
Соединить качество литья и идеальный звук очень тяжело. На заводе используют свою рецептуру металла, которая хранится в секрете.
«В колоколе должен звучать целый оркестр, и его надо выстроить. Вначале у меня была цель - вылить большой, тяжёлый колокол. А теперь хочу добиться гармоничного звука, сделать идеальный колокол. Но возможно ли такое? Может, это желание от лукавого?» - задаётся вопросом Николай Александрович.
Творческие муки мастера лишь подтверждают его высокий класс. Шуваловские колокола не отличаются по звуку от старинных. Если на звоннице надо заменить несколько старых, его колокола на их место вписываются идеально. «Не кричат», как он сам говорит. Так, в Московском Кремле на колокольне Ивана Великого заменили два старинных колокола на произведённые в Тутаеве. После установки Николай Шувалов сам ездил их проверять - по внешнему виду и по звучанию не отличить от старинных. Это Шувалов считает наивысшим достижением в работе.
Гордится Николай Александрович работой, выполненной в Фёдоровском соборе в Санкт-Петербурге. Для храма тутаевские литейщики по фотографиям восстановили колокола Оловянишниковых, которые в своё время были изготовлены к 300-летию Дома Романовых.
География заказов завода Шувалова без преувеличения - весь мир. В России, Европе, Азии - везде, где есть православные храмы, востребованы колокола тутаевских мастеров. Кстати, гарантию на свою продукцию они дают немалую - 25 лет. В числе именитых заказчиков - принц Майкл Кентский, потомок графа Палена, автор и исполнитель Олег Митяев. Бард, кстати, попросил выполнить один из самых необычных проектов: по периметру колокола разместили панораму костромской деревни Сунгурово, в которой певец восстанавливал храм.
Лечебный звон
Прихожане храмов, на звонницах которых установлены шуваловские колокола, считают, что их звон оказывает лечебное воздействие. Минские учёные несколько лет назад изучали это удивительное явление. Приезжали они и в Тутаев. И выяснили, что изготовленные здесь колокола обладают ультразвуком, который благотворно влияет на организм человека.
«Я сначала скептически отнёсся к этим исследованиям, - рассказывает Николай Александрович. - А потом столкнулся с несколькими фактами, подтверждающими, что колокольный звон полезен для здоровья. Так, в Греции, когда устанавливали на одном из храмов наши колокола, я увидел, что люди ударяют по ним и тут же прикладываются лбами. Зачем? А потом подумал, ведь это всё можно объяснить физическими законами. Передающаяся вибрация стимулирует кровообращение мозга. Значит, человек начинает себя лучше чувствовать. Выходит, колокольный звон - лечебный».
Правило жизни
В жизни Николай Шувалов руководствуется одним простым правилом: надо хорошо делать то, что ты можешь, и не пытаться менять то, на что влиять невозможно. Объясняет этот постулат на примере своего ремесла.
Со временем становишься мудрее и понимаешь, что действительно не можешь влиять на многие вещи. Но можешь делать своё дело. И делать его хорошо. Как угодно Богу».
Справка
Колокололитейный завод Николая Шувалова
Тутаев, ул. Осипенко, д. 4а, тел.: (48533) 7-82-72, факс: (48533) 7-82-78, kolokola@yaroslavl.ru,
www.italmas.com