177

Бензин выходит из «спячки». Стоимость топлива грозит взлететь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и факты - Ярославль 27/09/2017
За счёт акцизов пополнится Дорожный фонд, значит, продолжится ремонт дорог.
За счёт акцизов пополнится Дорожный фонд, значит, продолжится ремонт дорог. Мэрия Ярославля

Летний штиль в ценах на бензин подходит к концу, судя по сильным внешним «раздражителям». Эксперты отрасли прогнозируют, что цена на топливо может вплотную приблизиться к психологически важной отметке в 40 рублей за литр, учитывая фактор инфляции.

Скорее всего, рост стоимости совпадёт с очередным нововведением в части акцизов. Если только ушлые игроки рынка не опередят события на волне негативных настроений, а антимонопольные органы не смогут их «успокоить».

Акциз, да в паре с налогом 

Планы ввести дополнительное внеплановое увеличение акцизов на топливо в следующем году и породили такие прогнозы. Повышение намечено провести в два этапа: на 50 коп. - с 1 января и на такую же величину - с 1 июля 2018 года. По расчётам, бюджет получит от этого 40 млрд руб. Эти деньги будут направлены на строительство дорог и инфраструктуры.

Минэнерго России оперативно отреагировало на эту меру, заявив, что увеличение акцизного сбора на 0,5 руб. приведёт к удорожанию бензина на автозаправках в среднем на 60 коп. за литр. В целом по следующему году только из-за акцизов топливо вырастет в цене примерно на 1,5 руб.: не забудем, что помимо акцизов существует налог на добавленную стоимость (НДС). Их общее давление на рынок и даст такую прибавку. Есть ещё и увеличение цены в рамках инфляции, которое предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Это 30 коп. за литр, которые увеличивают итоговую цену на АЗС.

Новая беда

Так неожиданно завершается (не завершился пока) благоприятный период ценовой «спячки». Стоит вспомнить, что стоимость бензина в предыдущие годы резко росла в течение лета. Специалисты хорошо знают, что она отличалась ярко выраженной сезонностью. Оптовые цены падали осенью и зимой, когда спрос на внутреннем рынке слабый, и резко росли весной и летом, чему способствовали обычно плановые ремонты на НПЗ.

Но в этом году повела себя тихо: с начала мая и до нынешнего дня колебания между минимальными и максимальными уровнями не превысили 3%, по данным Ярославльстата. Эксперты сочли, что летняя нехватка бензина, от которой лихорадило всех несколько лет, ушла в прошлое.

Ярославльстат фиксирует рост цен топлива в июне по сравнению с маем на 2,2%. Затем нулевой показатель в августе и прибавка в цене на 1% в начале сентября. Сейчас средняя стоимость бензина АИ 95 - 38,3 руб. за литр, АИ-92 - 35,87 руб., дизельного топлива - 36,87 руб. При этом в августе нынешнего года в регионе продано на 6,7% бензинов и дизтоплива больше, чем годом раньше. А к сентябрю товарные запасы нефтепродуктов выросли за последний летний месяц на 10,1%, что указывает на полную загрузку заводов-производителей.

Что ждать ярославцам

Звучат и более осторожные оценки предстоящего повышения. «Российский топливный союз» прогнозирует, что, поскольку розничное ценообразование зависит от спроса и от уровня конкуренции, то цена поднимется не более чем на 1 руб. Но это в идеальных условиях рынка.
В Ярославской области сбыт нефтепродуктов монополизирован, на нём работают четыре компании.

Будут ли сетевые ритейлеры работать себе в убыток, можно не спрашивать. Стало быть, они протранслируют повышение издержек на ценники АЗС, что подхлестнёт стоимость других товаров и услуг.

«К решению правительства о повышении акцизов нужно отнестись как к данности, хотя такие действия не могут быть популярными. Понятно, что нужно выполнять социальные обязательства при нынешних экономических проблемах, пополнять бюджет, - отметил председатель комитета по ЖКХ и энергетике Ярославской областной думы Александр Тарасенков. - Конечно, рост цен на бензин неизбежен, а он ударит по бизнесу во всех сферах деятельности: предприниматели будут закладывать удорожание транспорта в цены для конечного потребителя. Инфляция вырастет, она с неизбежностью присутствует во всех экономических процессах. Неясно, достижим ли теперь плановый показатель в 4% в год».

По мнению главы комитета, есть и плюсы. Так, федеральный бюджет пополнится на 40 млрд руб,, а 1% от всех акцизных сборов идёт в Дорожный фонд Ярославской области. По этой квоте пополнение составит 400 млн руб., эти деньги пойдут на ремонты автодорог .

«Главное, на мой взгляд, насколько эффективно будут потрачены дополнительные ресурсы. Если люди видят, что рост тарифов ЖКХ привёл к серьёзному повышению качества услуг, то они поймут  целесообразность таких мер. Если же это просто очередной удар по карману - реакция будет негативной. Так и с деньгами от повышения акцизов. Уверен, что средства Дорожного фонда нужно направлять в значительно большей степени в районы области, а не концентрировать в Ярославле. Такой перекос надо устранить: кто ездит по сельским дорогам, знает, в сколь жутком они состоянии», - сказал Александр Тарасенков.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах