В сентябре Ярославскую область ожидает череда выборов: на старт выйдут те, кто хочет стать главой или депутатом в многочисленных сельских поселениях. Разыгрываемых мандатов - больше полутысячи. Но как живут территории, для которых «прописаны» вполне демократические процедуры? И есть ли у них потенциал роста, перемен к лучшему, созидания? Об этом - разговор с доцентом экономического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидатом экономических наук Александром Прохоровым.
«Ликвидационная комиссия»
Игорь Велетминский: Александр Петрович, неравномерность развития различных муниципальных образований вполне очевидна. В состоянии ли нынешнее местное самоуправление работать на её уменьшение?
- Первый из двух уровней системы муниципального управления - районные администрации и собрания депутатов. Как вы оцениваете степень их эффективности?
- Я проводил много семинаров для сотрудников администраций разных районов нашей области и могу отметить, что они неплохо владеют ситуацией, вполне работоспособны и, рискну сказать, менее коррумпированы, чем их коллеги на более высоких этажах власти. Но давайте взглянем шире. Раньше основой жизни и экономики районов было сельское хозяйство, сейчас же в аграрном секторе Ярославской области занято 17 тыс. человек, то есть 1,5% населения региона. Живёт же на сельских территориях примерно в 15 раз больше людей. По сути, это не что иное, как экономика не развития, а потребления. А районные власти - это «ликвидационные комиссии», которые обеспечивают функционирование экономики дожития, занимаются «сепарацией» населения. Все, кто может, уезжает. Детям родители дают наказ: учись в городе и ни в коем случае не возвращайся, делать здесь нечего. Исключения есть, к примеру, Переславский, Ростовский или Ярославский районы. Но гораздо больше тех, которые подтверждают это правило. Во всех районах севернее Волги нет экономической и человеческой базы: развиваться не для кого.
Реформа по карте
- В чём же принципиальное отличие от них поселений, которые отнесены к нижнему уровню местного самоуправления?
- Районный центр - это сосредоточение и бюджетных денег, и рабочих мест, прежде всего, в сфере образования и здравоохранения. В нашей области есть много хороших школ. Знаю по своему опыту общения с выпускниками, например, большесельской и любимской средних школ, которые учатся в нашем университете, что они ничуть не уступают сверстникам из больших городов. Сельские поселения зависят от состояния районной казны, поскольку собственной налоговой базы практически не имеют. Зачастую чуть ли не все доходы бюджета идут на содержание чиновников администрации. И дело не только в этом. Просто нет людей, чтобы справиться с задачами, которые стоят перед властью в таких поселениях.
Все более-менее способные перебрались или в райцентр, или ещё дальше. Утром в сёлах и деревнях можно видеть такую картину: местные жители на машинах по нескольку человек едут на работу в город, скинувшись на бензин. Почему возвращаются вечером домой? Да потому, что жить в городе негде, да и у многих родственники, которых не бросишь, хозяйство. Хотя и оно - тяжёлый и невыгодный труд: если селянин держит корову, то в лучшем случае заработает половину того, что легко получит, трудясь в городе.
- Внедряя сегодняшнюю модель муниципальной власти, её федеральные инициаторы, помнится, не скупились на радужные прогнозы.
- Главным из них был вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак. По моему мнению, у него доминирует мышление человека, выросшего на Юге России. Там много больших сёл, станиц, большое население, отличные земли и климат. Но в Нечерноземье иная ситуация: некому работать, и судьба сельского хозяйства, увы, совершенно иная. Можно смотреть на карту и видеть множество красивых точек, но в этих населённых пунктах жизни уже нет. Нельзя строить систему под тех, кто уходит. Россия - конгломерат очень разнящихся друг от друга территорий, и нужно учитывать ключевые особенности. Реформа местного самоуправления 11-летней давности их игнорировала. Это тот случай, когда законодательство действует в виртуальном мире.
- А как можно расположить населённые пункты нашей области по степени успешности/проблемности?
Дачный ресурс
- В таком случае каким должно быть самоуправление? Укрупнение административных единиц как тренд?
- Надо признать реальное положение дел и привести систему органов местного самоуправления в соответствие с ним. В перспективе всю работу нынешних сельских поселений должны будут взять на себя районные администрации. Хотя в некоторых районах, и примеры я уже назвал, возможно полноценное двухуровневое самоуправление. Опять-таки это необходимо учитывать. Укрупнение - уже актуальная тема, хотя пока в стадии дискуссий, а не выработки решений. Но де-факто оно уже идёт: взять хотя бы создание межрайонных органов федеральных структур.
В целом самоуправлением должны заниматься те, кто в нём жизненно заинтересован. Вот мы говорили о дачниках, которые становятся единственным демографическим и социальным ресурсом многих поселений. С каждым годом они будут жить с всё большими удобствами, озаботятся поддержанием качества среды своего обитания. Это и будет действенный элемент самоуправления снизу. Но для этого нужно не отсекать их от жизни поселений, как сейчас, а, наоборот, вовлечь в неё: пусть у них будут избирательные права на этих территориях, пусть регистрируют недвижимость и платят налоги - в бюджеты этих поселений. Сейчас дачникам это попросту не нужно.
- Пока же нас ждут выборы без альтернативных повесток дня, только с личностной конкуренцией?
- Пока число мест в органах власти поселений гораздо больше, чем эффективных управленцев на этих территориях. На районном уровне, если есть решение что-то построить, отремонтировать и деньги дали, то почти во всех случаях всё будет сделано. А в поселениях при тех же условиях работает своеобразная теория вероятности: то ли да, то ли нет. Пролейся на них золотой дождь - и он бы, скорее всего, ничего не гарантировал. Кому платить налог на землю и недвижимость, основной источник доходов тамошних бюджетов? А что касается грядущих выборов… На них в очередной раз будут выбираться органы власти под фактически несуществующие объекты управления.