«АиФ» уже писал и не раз о плохих дорогах в Ярославле, которые нередко становятся причиной ДТП.
А уж то, что из-за огромных ям и выбоин у авто «летят» подвески, диски, пробиваются колёса и происходят другие поломки - это уже ярославцы воспринимают как обыденность. Однако в последнее время пострадавшие автовладельцы всё чаще обращаются в суд.
Победы автолюбителей
Мужчина, повредивший автомобиль в яме на улице Закгейма, отсудил у мэрии Ярославля 80 тысяч рублей. Авария произошла весной прошлого года, однако апелляционный суд подтвердил решение районного суда только сейчас.
Причиной ДТП стало ненадлежащее состояние дорожного полотна. Яма, в которую влетел водитель на Ford Focus, была 130 сантиметров шириной, 190 сантиметров длиной и почти 30 сантиметров глубиной! Ярославец обратился в Кировский районный суд с иском к мэрии города о возмещении вреда, ссылаясь на статьи 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ. Мужчина требовал возместить стоимость восстановительного ремонта машины, расходы по оценке ущерба и оплату госпошлины.
28 ноября 2016 года суд принял решение в пользу автовладельца. Городские власти были не согласны с таким заключением и подали апелляцию. В марте этого года судья отказал в жалобе, и теперь мэрия обязана выплатить компенсацию.
И это не единственный случай, когда справедливость всё-таки восторжествовала. А теперь представим, что было бы, если бы все автовладельцы, столкнувшиеся с подобной проблемой на дорогах, обращались в суд?
Главные проблемы
Илья Арифулин, глава регионального отделения Федерации автовладельцев России, уверен, что зачастую люди не уверены в успехе дела и не готовы обивать пороги государственных инстанций.
«Я уверен, что каждый раз, пробивая колесо, водитель поминает власти и дорожников «добрым» словом, но далеко не все обращаются в суды за компенсацией понесённых затрат, - говорит Илья Арифулин. - У одних нет времени для оформления факта ДТП, другие боятся ввязываться в долгие судебные тяжбы, не надеясь на результат, третьи вовсе не знают, что делать и куда обращаться. Тем не менее, сейчас всё больше и больше автомобилистов используют своё право по истребованию компенсаций за причинённый на дороге ущерб».
Даже несмотря на сроки рассмотрения дел в судах, некоторые просто не могут и не хотят прощать городским властям свои убытки, ведь стоимость колеса на некоторых авто может достигать 100-150 тысяч рублей. Процесс обращения действительно не очень прост, но самое главное препятствие - потерянное время.
«Стоит помнить, что, подавая такой иск, вы не вредите городу, поскольку, скорее всего, мэрия взыщет выплаченную вам компенсацию с компании, отвечающей за содержание участка дороги, на котором произошло ДТП, - уверен наш эксперт. - Даже если она этого не сделает, пока исковые требования не являются массовым явлением, городским властям проще оплачивать разовые иски, чем найти достаточно средств, чтобы привести все дороги в нормативное состояние».
С началом весны в городе начинается ремонт дорог. Но поможет ли это?
«В этом году Ярославль в составе Ярославской агломерации попал в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги», главной целью которой является приведение состояния автомобильных дорог в нормативное, - прокомментировал Илья Арифулин. - Под программу выделяются большие средства, и уже в этом году нам обещают выполнить ремонт 27 улиц города. Мне кажется, данная программа могла бы послужить базисом для дальнейших действий по борьбе с бездорожьем в городе, но меня смущает тот факт, что в первые два года в программе не предусмотрены капитальные ремонты дорог, а лишь текущие - с заменой верхнего и нижнего слоев асфальтобетона, без ремонта несущей подушки. Такие ремонты не прослужат долго, так как именно износ несущего основания является главной проблемой многих дорог города».
Как обращаться в суд
Олег Кононов, адвокат:
«Для того чтобы обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба, необходимо установить, кому принадлежит участок дороги, на котором произошла авария. Иск предъявляется по отношению к виновному лицу. После ДТП необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для фиксации данных и составления протокола, что ущерб автомобилю был причинён именно в этом месте дорожного участка. Яма должна превышать допустимые размеры согласно ГОСТу».