24

Агенты национальной безопасности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 16/08/2006

Национальные проекты и целевые программы, дружно стартовавшие в 2006 году, спровоцировали массовое хождение в народ федеральных чиновников всех рангов: то по одному в регион приедут, то коллективом. В этот раз Ярославскую область последовательно, два дня, инспектировали две vip-персоны: главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов и министр внутренних дел России Рашид Нургалиев.

Прокол как средство борьбы

Главный гаишник России Виктор Кирьянов пошел в народ буквально: на улице Журавлева поставили под навесом столы, стулья и пригласили к разговору всех желающих. Поначалу они принялись благодарить московского гостя за наше счастливое детство да за вежливых постовых. Но через четверть часа беседа оживилась: свой крик души предъявила инструктор вождения Алевтина Новикова. Она пожаловалась на то, что водители-мужчины, безбожно нарушая правила движения, часто кричат ей в окошко: "Дура, куда едешь?!", потому что сами забыли, как надо ездить, а как запрещено. "Что толку, что в автошколах классы оборудовали, - посетовала водительница. - Гибнуть-то от этого меньше не стали. Вот раньше была пересдача экзаменов, а теперь только штрафы все увеличивают. Да они сколько угодно заплатят, а ездить будут так же".

Генерал-лейтенант Кирьянов обращением остался доволен. Еще бы, водительская общественность сама потребовала ужесточения мер для лихачей, а в Думе уже и законопроект лежит как раз по введению балльной системы учета правонарушений на дорогах. Кстати, как показал дальнейший разговор, это предложение департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (ДОБДД) - одно из немногих, лояльно воспринятых всеми участниками дорожного движения. Такой опыт в стране уже был, и вряд ли здесь возникнет путаница, которой водители боятся в связи с введением подкатегорий водительских прав (кроме привычных A, B, C, D и E планируется ввести отдельные подкатегории для водителей мощных мотоциклов, автобусов с разным числом пассажиро-мест и пр.).

Да оскудеет рука...

Правда, внушает опасения новый подход к системе "проколов" - если во времена Советского Союза волноваться за совершенные правонарушения водителю приходилось всего год, а потом отсчет начинался заново, то теперь, если закон пройдет утверждение в Думе, все крупные и мелкие огрехи будут висеть над каждым дамокловым мечом до тех пор, пока действительны права. При этом, как заявил Кирьянову один из пришедших на встречу автолюбителей, ездить и не нарушать невозможно, каждый водитель обязательно хоть иногда, хоть где-нибудь, хоть что-нибудь, да нарушит. При таком раскладе пересдавать экзамен периодически придется всем владельцам машин. С формирующейся же сейчас информационной базой, по которой любое отделение ГАИ сможет отслеживать "заслуги" всякого автовладельца, лишение прав, очевидно, будет происходить очень быстро.

В идеале для борьбы с распущенными водилами такая мера, наверное, хороша. Но когда у нас выживали идеалы? Страшно подумать, какие деньги будут брать с водителей нечистые на руку работники ГАИ за то, что не проставят этот самый "прокол". А случаев взяточничества инспекторов, судя по высказываниям автолюбителей, сдержанным при Кирьянове (и бурным - в сторонке), пока на дорогах хватает. И не только на дорогах. Станции техосмотра, даже с введением на них предварительной записи, не избавились от очередей - при увеличивающемся ежегодно количестве автотранспорта ни у легковой, ни у грузовой станции нет нужной пропускной способности. "В Ярославле не хватает пунктов регистрации и техосмотра, - сказал один из посетителей Кирьянову. И осторожно добавил: - А вокруг очередей, вы же понимаете, многие кормятся..."

Жалуйтесь и обрящете

Помимо конкретных наболевших случаев (отказали в регистрации транспортного средства, долго держат машину на криминалистической экспертизе, замучили путаницей в документах во время оформления растаможенной машины), которые брали на заметку и обещали разобраться начальник управления ГИБДД УВД Ярославской области Александр Ильин и начальник УВД Ярославской области Петр Крупеня, ярославцы много говорили об общеводительских и общечеловеческих проблемах: о непонятной разметке на трассах, о не дающей спать сигнализации, о неопознаваемых машинах патрульно-постовой службы на обочинах. О том, что весь город забит машинами, стоящими не только на обочинах, но и на газонах. За полтора часа посетители сообщили о многом. Кирьянов сказал, что удовлетворен беседой, и несколько раз поблагодарил всех за неравнодушие.

Правда, судя по ответам Кирьянова и ярославских начальников, средств борьбы с правонарушениями у неравнодушных граждан немного. По большому счету, увидев неработающий светофор, пьяного водителя или неправильно припаркованный автомобиль, вы можете только позвонить - либо по телефону доверия ГИБДД (30-43-76), либо дежурному оперативнику по 02 и потребовать, чтобы приняли меры. Кстати, Александр Ильин и Петр Крупеня пообещали, что УВД и ГИБДД будут работать плечо к плечу, и если к вашему сигналу не отнеслись должным образом или велели звонить в другое ведомство, можете смело жаловаться на нерадивого дежурного непосредственно его областному начальнику. Если верить Виктору Кирьянову, этот ход будет стопроцентно выигрышным. "Гарантирую, - заверил главный госинспектор БДД, - у нас нет равнодушных руководителей".

Сменить пол или упразднить?

После совещания по проблемам безопасности дорожного движения, проведенного на следующий день министром МВД Рашидом Нургалиевым, равнодушных руководителей в области уж точно не останется. Суровый генерал, несмотря на вымытый к его приезду с порошком Белый дом и идеально чистую и пустую (!) станцию техосмотра, комплиментами участников совещания не баловал и много говорил о недостатках системы обеспечения безопасности.

В высокой аварийности, по мнению Нургалиева, виноваты три фактора: сознательное несоблюдение водителями правил дорожного движения, несовершенство российского законодательства и пассивность местного самоуправления. Причем третье, к сожалению, тесно связано со вторым. Мало того что местные органы власти, по словам министра, недостаточно уделяют внимания строительству подземных переходов, пешеходных дорожек, созданию безопасных условий для пешеходов на перекрестках и освещенности улиц, для должного обеспечения безопасности движения у местных властей нет и необходимых полномочий. Впрочем, будет ли как-то решаться этот вопрос на государственном уровне, Нургалиев не сказал.

Не продумано в законодательстве и то, как наказывать (да чтобы запомнилось!) пьяных и принимающих наркотики водителей общественного транспорта. Станций медицинского освидетельствования становится все меньше, а ДТП с участием автобусов и маршруток - все больше. Закономерность налицо, а рычага воздействия нет. Как выходить из ситуации? И на этот вопрос пока нет ответа у МВД.

С водителями же бороться предлагается, как обычно, штрафами. Правда, усовершенствованными, поскольку система отсроченной оплаты выписанного на дороге взыскания, по мнению министра, неэффективна. Самому Нургалиеву кажется наиболее приемлемым западный вариант - с использованием системы автоматической фиксации правонарушений на дорогах. Естественно, при условии объединения региональных баз данных на федеральном уровне. Тогда можно было бы и количество инспекторов на дорогах уменьшить, и коррупцию снизить. Но и эти изменения пока вилами на воде писаны.

Пожалуй, единственное, что на сегодняшний день можно изменить реально и заметно - пол инспекторов ГИБДД. Узнав, что женщин в патрульно-постовой службе Ярославской области нет, Рашид Гумарович посоветовал Александру Ильину исправить этот недочет и равняться на Сибирь и Урал, где постовые в юбках уже добились значительных успехов. "У нас сегодня, наверное, почти половина участников дорожного движения - это женщины, - сказал Нургалиев. - И с точки зрения психологии, объяснить им, довести и так далее бывает легче женщинам, нежели мужчинам". От себя заметим, что мировой опыт показывает, что женщина-инспектор, как правило, больше следит за исполнением правил и реже берет взятки.

Что ж, на безрыбье и такое нововведение, может быть, улучшит ситуацию на дорогах. Руководители УВД и ГИБДД области уже пообещали подобрать подходящие кадры. А министр и начальник ДОБДД отправились в Тверь и дальше - по бесконечным несовершенным дорогам России.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах