А еще, по-жалуй, испытание для настоящих мужчин. О российском бездорожье и о том, как его обернуть во благо, рассказал гость нашего номера Алексей КАРСАКОВ.
Проверка на выносливость
- С чего началось ваше увлечение гонками по бездорожью?
- Однажды я приобрел "уазик" для семейных выездов на дачу, единственная деревенская дорога была непроходимой. Но в тот же год разбитую дорогу починили. Смысла продавать машину не было, решил искать ей другое применение. Нашли с сыном в Интернете клуб любителей экстремального вида отдыха, вступили, и понеслось. Я стал пилотом, а Миша - штурманом. Затянуло с первой гонки, которая была под Любимом. Катались на неадаптированной к бездорожью машине. Это стало настоящим испытанием, только в одну сторону трассы мы ехали десять часов. Взять последнее препятствие не смогли, река, которую нужно было форсировать, вышла из берегов из-за дождей.
- Силы не рассчитали?
- Мы сломя голову летели. Первое время казалось, что все хорошо идет, но на середине пути стало сложно. Дорогу уже разбили ехавшие впереди машины, но мы решили с середины пути не возвращаться.
- И как же вы прошли?
- Не без помощи. Мы тогда к другому экипажу присоединились, частенько застревали, и нас приходилось вытаскивать.
- Со временем впечатления изменились. После нескольких соревнований, "проседаний" в болотах и непроходимой жиже, что сейчас для вас гонки?
- Это адреналин, когда дают отмашку на старте. Это проверка себя на выносливость, а машину на прочность, возможность показать характер, отточить мастерство вождения и общение с товарищами по "оружию".
УАЗбука
- Гонки проходят круглый год?
- Обычно соревнования бывают весной и осенью, когда самая распутица, "4х4" - это езда по бездорожью.
- Но ведь и зимой бывают заезды?
- Да, только это чаще всего дружеские "покатушки", или пикники. Зимой ездить совершенно неинтересно, все замерзает. И то, что можно преодолевать по бездорожью часов за шесть, проходится за 40 минут.
- А что представляет собой традиционная гонка?
- Есть несколько вариантов. Самые распространенные: "Спринт" - скоростное прохождение трассы на время и "Трофи-рейд" - спортивное ориентирование на местности, преодоление сложных дорожных препятствий.
- Без карты с поиском явно не справиться!
- Карта, GPS-координаты или легенда - вариантов подсказок у организаторов много. Легенда, например, - это своеобразная карта, только создана она со слов. А на бумаге рисуется примерный план движения, прорисовываются направления движения, а рядом подписаны инструкции. Например, поваленное дерево после поворота в 100 метрах.
- А сами трассы как-то делятся?
- Все зависит от опыта пилота и подготовленности машины. Существует три класса: стандартные, туризм (средняя подготовка), профи - для самых продвинутых. В зависимости от класса разные по сложности точки могут взять команды. Простые - это когда место контрольной точки расположено на равнине, и подъезд к ней возможен на любом полноприводном автомобиле. А есть точки сложные. Например, нам однажды нужно было зацепиться за дерево лебедкой, аккуратно съехать в овраг. Штурману пришлось, держась за бампер, дотянуться до отметки на стволе дерева, лежащем на дне оврага. Подобные точки - дорогие по очкам.
- Местные жители вас не обвиняют, что вы им дороги портите?
- Бывает, но ведь благодаря нам в лесах и на полях появляются новые дороги! Машины идут одна за другой, образуется колея, которой сами местные жители потом и пользуются.
Экипаж - одна семья
- Когда штурман - собственный сын, каково это - слушаться его?
- После того, как дан старт, воспринимаем друг друга не как отец и сын, а как два партнера. Ведь известно, что гонку выигрывает штурман, а проигрывает - пилот. Залог успеха - в слаженности действий.
- Наверное, часто приходится в гараже пропадать?
- Нет, сутками мы не пропадаем. Пропадают те, кто хочет 100% быть первым. А для нас важно получать от гонки удовольствие. Поэтому если надо, то за две ночи до гонки упираемся и все делаем.
- Как жена относится к вашему увлечению?
- Вот уже полгода, как она разделяет наше хобби. Съездила один раз, посмотрела и заразилась.
- Она у вас запасной штурман или пилот?
- Нет, она у нас в качестве "овоща" - так на сленге называют пассажиров, сидит на заднем сиденье, выступает в качестве фотокорреспондента, помогает искать точки.
- А работе такое необычное хобби не мешает?
- Нет, так как соревнования проводятся, как правило, в выходные и праздничные дни. А коллеги и друзья, родственники с нетерпением ждут наших фотографий и рассказов об очередном приключении. Некоторые самые отчаянные, познакомившись с гонками и участниками, сами становятся заядлыми пилотами или штурманами. А многие приобщают к увлечению и свои семьи.