По стопам отца
- Денис, как вы стали гонщиком?
- У меня отец мастер спорта. Сам был гонщиком, занимался мотокроссом. Поэтому моя будущая спортивная карьера в какой-то степени была предрешена. На мотоцикл меня папа посадил лет в восемь. Сначала для себя учился ездить. Потом начались тренировки, соревнования всё более и более высокого уровня. Иногда я думаю, что если бы папа не занимался гонками, сам бы я не увлёкся этим видом спорта.
- Мама с энтузиазмом восприняла ваше увлечение?
- Сначала она ругала отца. Сейчас уже спокойно реагирует на наши постоянные отъезды. Зимой ездит с нами на соревнования. Она у нас главный и основной болельщик.
- Отец до сих пор вас тренирует?
- Он мой первый и единственный тренер.
- Что чувствуете, когда садитесь на мотоцикл?
- Адреналин. А первое время было страшно и тяжело. Волновался - смогу ли трассу пройти, они казались мне непреодолимыми. С опытом скорость стала привычной, не позволяю себе никаких лишних эмоций, когда выхожу на старт.
- А вообще вас можно назвать эмоциональным человеком?
- В спорте – пожалуй, да. В жизни – нет, я спокойный. Например, машину вожу аккуратно, стараюсь не рисковать. Правила иногда нарушаю, а кто их не нарушает? Но не гоняю.
Одна цель – вперёд!
- Ваши коллеги – друзья или соперники?
- Вне трассы мы действительно зачастую вместе отдыхаем, гуляем, много общаемся. Но как только выходим на старт, забываем о дружбе. На трассе мы соперники.
- Какой самый престижный титул, которого можно добиться в мотокроссе?
- Стать чемпионом мира. Но, считаю, получить его почти нереально. Мне 25 лет, времени не хватит, чтобы достичь нужного уровня подготовки и выбиться в мировые лидеры. В 30 лет большинство заканчивают карьеру профессиональных гонщиков. Думаю, что смог бы стать чемпионом Европы. Только для этого нужно постоянно жить за границей.
- Почему?
- В России можно быть в лидерах и выигрывать все соревнования, а там оказаться только в середине. Так произошло и со мной в этом году. В России я выиграл очень много гонок, а на чемпионате Европы в Финляндии был по времени только 18-м! Мы здесь варимся в собственном соку, примерно знаем уровень каждого, поэтому и нет профессионального роста. К тому же за рубежом другие трассы, спортсмены с другим уровнем развития. Поэтому в ноябре собираемся поехать на сборы в Финляндию.
Нужна сила
- Гонщик – это профессия или образ жизни?
- 15 лет серьёзно занимаюсь гонками, каждый выходной - соревнования. И уже не представляю себе другой жизни. А когда между соревнованиями случается перерыв на одну – две недели, ловлю себя на мысли, что хочется поскорее в дорогу.
- Рано или поздно спорт придётся оставить, что потом?
- Возможно, буду ездить для удовольствия. Даже закончив профессиональную карьеру, продолжу заниматься гонками. Может, в качестве тренера.
- В плотном графике тренировок и соревнований есть время для отдыха, хобби?
- Отдыхаю только в межсезонье - в октябре и с конца апреля по середину мая. Иногда уезжаю на море, иногда остаюсь дома. Свободное время предпочитаю проводить активно: гулять, кататься на велосипеде, ходить в клуб. Не люблю перед телевизором сидеть. Ещё нужно свою форму поддерживать, даже когда нет соревнований: занимаюсь плаванием, бегом, хожу в тренажёрный зал.
- Значит, утверждение, что мотогонщики сильнее, чем те, кто занимается лёгкой атлетикой, верно?
- Да. Ведь это только кажется, что просто сел на мотоцикл и поехал. А для этого нужна сила, особенно рук, выносливость.
- Если бы вас попросили охарактеризовать себя в трёх словах, что бы вы сказали?
- Быстрый, скромный и, пожалуй, техничный – это уже в плане гонок и спорта вообще.
- Но не рисковый?
- В какой-то степени. В моей профессии рисковать приходится постоянно. Гонки длятся 20 - 30 минут, нужно быть предельно внимательным, чётко следить за происходящим вокруг, как идут соперники.
- Вы люди суеверные?
- В определённой степени. Есть приметы, которые неукоснительно соблюдаются. Например, не давать интервью перед гонкой и не фотографироваться. А ещё когда покупается новые мотокуртки и остальная одежда, то её нужно «обкатать» до соревнований. Во-первых, она может быть неудобна, во-вторых, может подвести.
- Были случаи, когда техника подводила?
- Однажды, помню, был случай на Кубке России в Вологде. Проходили соревнования в три заезда. В первый заезд я был в лидерах, но упал. Пока встал, включился в гонку, к финишу пришёл только восьмым. Следующий заезд прошёл удачно. Неожиданность случилась во время финального. Я шёл в лидерах и мог взять первое место. За 200 метров до финиша порвалась гусеница. Очень обидно было.
Ищу вторую половинку
- Вам удалось при таком бешеном темпе жизни получить образование?
- У меня высшее образование по специальности инженер-металлург. Отец у меня, кстати, тоже эту специальность получил.
- Не хотелось бы продолжить и другую семейную традицию - чтобы ваши дети стали гонщиками?
- Не знаю, наверное, нет. Я бы хотел, чтобы они спортом занимались, но не гонками. Всё-таки это очень травмоопасный вид спорта.
- Уже удалось встретить свою вторую половинку?
- Ну, как сказать… Пока нет, но разыскиваю.