В конце прошлой недели мэрия Ярославля озадачила жителей новостью: в городе начался ямочный ремонт дорог.
Едва ли в областном центре найдётся хоть один человек, который не согласится, что дороги наши ой как просят ремонта. Но выполнять работы, когда на улице устойчивый мороз, - это по меньшей мере странно.
«Ну, хоть так»
Видимо, предвидя недоумение ярославцев, мэрия тут же дала разъяснения.
«Учитывая погодные условия, ремонт возможен лишь с применением литой асфальтобетонной смеси, - сообщил Виталий Кук, и.о. директора МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ». - При наступлении благоприятных погодных условий карточно-ямочный ремонт будет производиться уже горячим асфальтом».
Однако сомнения остались. Ведь даже сами чиновники признают, что «литую асфальтобетонную смесь применяют при отрицательных температурах до минус 10 градусов по Цельсию». А в Ярославле сейчас куда морознее. Не смоет ли дорожные «заплатки», положенные при таких низких температурах, первый весенний дождь?
Мэрия пошла на вынужденную профилактическую меру, чтобы предупредить разрушение асфальта в бОльших объёмах, считает Илья Арифулин, глава регионального отделения Федерации автовладельцев России: «Это как поход к стоматологу - надо обойтись лёгким лечением, а если упустить момент - можно потерять зуб целиком. Асфальтовое покрытие - целостная конструкция, и если где-то начинается разрушение, со временем оно лишь увеличивается. Поэтому вовремя выполненный ямочный ремонт позволяет избежать более дорогостоящего капитального».
Наш эксперт подтвердил, что ямочный ремонт можно делать при температурах до минус 10 градусов. Но при этом очень важно строго соблюдать технологические процессы. Несоблюдение технологического регламента проведения работ ведёт к низкому качеству ремонтов и быстрому разрушению отремонтированных участков.
«Несоблюдение технологического регламента проведения работ ведёт к низкому качеству ремонтов и быстрому разрушению отремонтированных участков. В идеале процесс ямочного ремонта должен выглядеть следующим образом: повреждённый участок фрезеруют на глубину не менее толщины верхнего слоя, карту очищают от остатков асфальтовой крошки и грязи, затем тщательно прогревают и высушивают. После этого обрабатывают горячим битумом или битумной эмульсией, чтобы обеспечить лучшее сцепление старого и нового асфальтобетона. И только после этого асфальтируют литым асфальтобетоном».
Нередко, считает Илья Арифулин, подрядчики игнорируют отдельные стадии работ: «К сожалению, в настоящее время в Ярославле нет организаций, имеющих достаточно опыта и ресурсов для выполнения качественного ремонта. Поэтому мы вновь столкнёмся с результатом уровня «ну, хоть так!».
Весенняя беда
Весенний период разрушителен для дорог из-за частых скачков температуры относительно нуля, пояснил наш эксперт. Они ускоряют деформацию асфальта. Особенно, если ремонт был некачественный. Ярославские дороги также страдают и от недостаточного водоотведения. Тающий снег не уходит в ливневую канализацию, оставаясь лужами на асфальте, а при наступлении отрицательных температур насыщенный водой асфальт разрушается.
«Эта проблема требует постоянного внимания и немалых финансовых вложений, - уверен Илья Арифулин. - А у нас, как мне кажется, из-за нехватки средств и постоянной чехарды в руководстве города происходит лишь затыкание самых «болезненных» дыр, поэтому проблемы не исчезают.
Халатное и наплевательское отношение характерно не только для дорожников. По моему мнению, оно проистекает из-за отсутствия чёткого видения завтрашнего дня и пронизывает все сферы нашей жизни. Если бы люди были уверены, что их сегодняшние действия аукнутся им в будущем, то выполняли бы свою работу с большей отдачей. А пока они преследуют лишь сиюминутную выгоду, не очень-то задумываясь о последствиях».
Выход из проблемы специалист видит лишь в повышении ответственности подрядчиков: «Следует более жёстко отслеживать исполнение гарантийных обязательств, наказывать штрафами нерадивых подрядчиков. И этим заставить их выполнять свою работу качественно».