Примерное время чтения: 6 минут
92

И образы, и образа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 22/08/2007

Медово-яблочный август - время праздновать изобилие, хрустеть белым наливом и отдыхать душой. Ярославский музей-заповедник, расположенный на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря, пожалуй, был обречен на проведение фестиваля накануне праздника Преображения Господня. А обладая двумя действующими звонницами, было бы странно не обозначить мероприятие как международный фестиваль хоровой и колокольной музыки.

Вечная "Классика"

Юбилейный 15-й фестиваль им. Е. В. Колобова открылся 15 августа музыкальной программой "15 шедевров русской оперы". В этом году "Преображение" было особенно символично, а сюрпризы, подготовленные организаторами и участниками фестиваля для публики, - особенно трогательны.

На открытии в Ярославской филармонии была показана снятая на "Мосфильме" картина о Евгении Колобове - выдающемся российском музыканте и дирижере, одном из родоначальников фестиваля. В исполнении солистов Большого театра и московского театра "Новая опера" звучали арии из опер и спектакля, которые были представлены ярославцам в предыдущие полтора десятилетия. Отрывки из "Снегурочки" Римского-Корсакова, "Бориса Годунова" Мусоргского, "Ивана Грозного" Прокофьева...

Причем музыка Прокофьева впервые была воспроизведена в точном авторском варианте. Дирижер "Новой оперы" и художественный руководитель фестиваля Дмитрий Волосников несколько лет восстанавливал партитуру по рукописям, найденным в библиотечных архивах.

Продолжение фестивальной программы тоже было уникальным и по-праздничному светлым. Однако, к глубокому сожалению любителей музыки, не попавших на "Вечер итальянской оперы", концерт ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин" и оперу Чайковского "Иоланта", означенные культурные мероприятия проходили в зале "Классика" на территории музея-заповедника. Маленький зал на 150 мест, помимо обилеченных зрителей, с трудом вмещал гостей фестиваля и прессу.

Не успевшие купить билеты ценители прекрасного качали головами: такое грандиозное мероприятие, такое событие для Ярославля и России, а пропускная способность залов, в которых проходят редчайшие концерты, до смешного мала. Не пора ли "преобразить" и места проведения фестиваля?

Колокольная прививка

Девиз фестиваля - "Преображение на основе традиций" - подтверждался все пять колокольно-хоровых дней. За несколько столетий развития колокольных звонов и хорового пения эти виды искусства и сами преобразились, и теперь, чтобы восстановить, к примеру, исконный архангельский благовест (звон, возвещающий о начале церковной службы), приходится надолго зарываться в книги.

Кстати, благовестом звонари называют и самый большой, басовый колокол звонницы, как сказал нам звонарь из Подольского благочиния, а по совместительству известный в Москве джазовый музыкант Александр Гороховский (на фото).

Александр сам может служить примером "преображения" - 13 лет назад, увлекшись восстановлением колокольни в поселке Щапово Московской области, он настолько прикипел к ней душой, что переехал из столицы поближе к новому детищу. Теперь джазовый ударник ездит в Москву на работу, а домой возвращается в село - к десяти колоколам, которые искал, приобретал и устанавливал сам не один год.

Звонница ярославского Спасо-Преображенского монастыря для звонарей из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Белоруссии - особый инструмент. 18 колоколов XVI и XVII веков (русского и голландского производства), собранных с разных храмов Ярославля, - это настоящий голос древнего русского города. Приноровиться к нему стоит немалого труда. Впрочем, Александра, приезжающего уже в третий раз, эти трудности не пугают: да, повторить свой звон на чужом инструменте невозможно, но на то он и джазист, к импровизации ему не привыкать.

Как не привыкать и ко многому другому. Работа звонаря - труд большой и малооплачиваемый. Поэтому вся красота гулких и ясных звуков, неотделимых от русского пейзажа, рождается сейчас из энтузиазма подвижников. Ведь не за деньгами идут стар и млад, когда поднимаются на колокольни. "Колокольный звон воздух чистит, - подмигнув, напомнил Александр Гороховский. - В Древней Руси во время чумы постоянно колокола звонили".

Благая весть

Сходство человеческого голоса с колокольным звоном люди заметили еще в древности - сравнение "голос, как колокольчик" используется неспроста. И голос, и весь организм человека, если его правильно настроить, - такой же мощный и чудотворный инструмент, как колокол. Особенно если голос не один, а в составе хора.

Московский ансамбль духовной музыки "Благовест", одаривший посетителей филармонии произведениями разных композиторов на самые светлые молитвы в истории христианства: "Богородице Дево" (русская часть программы) и "Ave Maria" (западноевропейская часть), и впрямь похож на своего музыкального тезку - большой колокол. Не раз за время концерта возникало ощущение, что ты, слушатель, находишься внутри этого колокола, и из тебя сами собой изгоняются бесы усталости, озлобленности и духовной истощенности.

Бессменный руководитель ансамбля заслуженная артистка России Галина Кольцова после концерта подтвердила, что она не раз наблюдала целительное воздействие хорового пения на людей: "Бывает, приходят люди с улицы, шумят, слушать ничего не хотят, а через пару вещей спиной чувствуешь - такая тишина, как будто никого в зале нет. Хоровое пение одухотворяет человека, очищает душу".

...на воздушном шарике

Последний день фестиваля начался с праздничной службы в честь божественного преображения Иисуса Христа на горе Фавор и освящения яблок. Жадный до зрелищ и дармового хлеба народ радостно набирал яблоки из выставленных музеем на освящение 250 кг. Все не разобрали, но угостились от души.

А вот торжественное закрытие фестиваля на этот раз было скорее впечатляющим, чем вдохновляющим. Как будто задачей участников и организаторов завершающего действия было удивить зрителей сочетаниями, казалось бы, несочетаемых вещей: классики и модерна, колокольного звона и акробатических номеров, огня и пожарной безопасности.

С другой стороны, состязаться с Большим театром, "Сирином", "Русской песней" сложно. Поэтому ночная колокольная феерия "Сокровища Ярославля" запомнилась в основном тем, что было в названии: демонстрацией слайдов с иконами на стене колокольни, многочисленными красивыми звонами, огненным шоу и фейерверком.

Напоследок - и навстречу следующему фестивалю - в небо улетели 14 "небесных фонариков" - мини-воздушных шаров с небольшими горелками. Пятнадцатый, юбилейный "фонарь", судя по всему, сошел с дистанции, как это пытались сделать и некоторые другие его братья, из-за легкого ветерка прибивавшиеся то к осветительным приборам сцены, то к стоящей поблизости большой березе. Освобождение последнего запутавшегося воздухоплавателя было встречено бурными аплодисментами - фестиваль закончился благополучно!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах