"Наш директор второй месяц из бухгалтерии не вылезает - пытается понять, как из имеющихся крох обеспечить то повышение, которое нам департамент образования обещал"; "А нас в управлении образования спрашивают: "Ну как, вы по зарплате на уровень прошлого года вышли с новой системой?"... Разговоры учителей в свой профессиональный праздник были в этом году далеки от лирики: впереди маячила первая зарплата, рассчитанная по новой системе оплаты труда.
Закон без денег
Причина, по которой директора прописались в бухгалтериях, обсуждается в школах с 1 сентября. Учителя, не избалованные заботой со стороны государства, узнав о новой системе оплаты труда (НСОТ), заподозрили, что введение двухуровневой структуры фонда оплаты труда и сложной системы надбавок не сулит ничего хорошего большинству из них.
В первую очередь сомнительно, что можно поднять зарплату педагогам, не увеличивая расходов бюджета на образование. "Положение о системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Ярославской области", которое должно было объяснить новые принципы начисления заработной платы, тоже вызывало больше вопросов, чем могло дать ответов.
По новой системе конечная сумма складывается из такого количества коэффициентов, надбавок и доплат за разные виды деятельности, что, с одной стороны, понадобится не один месяц на то, чтобы в них разобраться. С другой стороны, при прописанных возможностях школы самой определять размер части выплат получается, что школа и ответственна за то, повысятся зарплаты или нет. То есть положено учителям стало больше, а фонд заработной платы не изменился. Вот и думай, директор, где деньги взять!
Молчание руководства области накануне Дня учителя тоже рождало сомнения. К 5 октября, когда учителям по традиции раздают награды, премии и обильные обещания улучшить жизнь, никаких сообщений о грядущем благоденствии не появилось.
Экономия и перераспределение
Рассудив, что если кто-то что-то и понимает в новой системе, то это директор департамента образования Ярославской области Татьяна Степанова, мы обратились за информацией к ней. В первую очередь нас интересовали два вопроса: за счет чего вообще возможно повышение и увеличится ли действительно зарплата учителей и на сколько?
По словам Татьяны Александровны, зарплата, несомненно, будет увеличиваться. Несмотря на то что на федеральном уровне еще документов не принято, у нас уже от 15 до 37 процентов рост зарплаты с учетом повышения на 10 процентов с 1 июня текущего года. Люди всегда хотят, чтобы было больше, но для этого необходимы источники.
Во-первых, часть средств норматива из фонда материального обеспечения перенаправлена в фонд заработной платы - поскольку сейчас закупка оборудования идет и за счет национальных проектов, мы можем себе позволить это перераспределение. Во-вторых, в этом году снизилось количество обучающихся, а общий объем средств на общеобразовательные школы не уменьшен. Это дало возможность увеличить норматив бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося. Кроме того, постоянно наводится порядок в штатных расписаниях. В тех школах, где привели штаты в порядок, и зарплаты растут.
Лучше больше, чем лучше!
После праздников, получив на руки расчетные листки по зарплате за сентябрь, работники школ немного успокоились: уменьшения цифр все-таки не произошло, а заметно некоторое увеличение, особенно у тех, кто отмечен званиями и наградами. Но таких меньшинство... Директора, потратив месяц на вникание в НСОТ, осторожно говорят: "Никогда лишних должностей не было, а надбавку за классное руководство пришлось снижать. В следующем месяце наверняка придется корректировать. Хорошо, если до Нового года разберемся".
То, что корректировки не избежать, очевидно. Учителя, изучив свои новые зарплаты, уже высказали несколько критических замечаний. В первую очередь недовольство вызвал размер доплаты за проверку тетрадей. Преподаватели русского языка, математики, начальных классов за ежедневную проверку не менее 60 тетрадей получили чуть более 200 рублей в месяц. А в некоторых школах и того меньше.
Во-вторых, то, ради чего затевались изменения (чтобы оплата зависела не от количества часов, а от качества обучения), пока не реализовалось. "Чтобы получить хорошую прибавку, надо работать в хвост и в гриву, - говорят учителя в один голос. - И по-прежнему надо брать очень много уроков".
И тем не менее
Праздник есть праздник, и без приятных вещей не обходится. Например, к Дню учителя в администрации Ярославской области наградили педагогов-победителей по нацпроекту "Образование". В этом году 74 лучших учителя из 16 районов получили дипломы и денежные премии в 100 тысяч рублей. И, конечно, грандиозный подарок всей области преподнесла к этому празднику рыбинская учительница русского языка Марина Мельникова, вошедшая в пятерку лучших и тем самым ставшая лауреатом конкурса "Учитель года России-2007".
С праздником, долготерпеливые наши учителя!