Пять лет назад танцовщик из солнечного Ташкента Андрей Глебов приехал вместе с семьёй на Ярославскую землю, чтобы создать новую танцевальную школу. По сей день он остается единственным в области преподавателем такого редкого направления, как деми-классика.
Балет и другие
- Деми-классика - что это такое?
- Деми-классика полностью опирается на классическую балетную школу, но перекликается с другими танцевальными стилями: джаз, современный танец, народный танец. Элементы в своей основе остаются как в классическом балете, но они могут видоизменяться и значительно отклоняться от классических канонов, допускается импровизация, как в танцевальных элементах, так и в музыке и костюмах.
- Андрей, почему вы увлеклись именно этим направлением?
- Всё просто - я ученик своего учителя. В Ташкенте был такой коллектив при доме культуры завода электронной техники. Сорок лет им руководил талантливый хореограф Ислам Исмаилов. В Советском Союзе наш ансамбль был очень популярен. В Узбекистане нас приглашали на все правительственные концерты. Например, Исмаилов ставил детский номер на открытие Фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 85-м году, открытие и закрытие малых Олимпийских игр в Сирии.
Конечно, Исмаилов не был родоначальником этого направления. Параллельно отклонение от классики в балете происходило и в Европе и Америке. Кстати, в Советском Союзе школа Исмаилова причислялась к эстрадным танцам. Только несколько лет назад на одном из танцевальных конкурсов мы с женой узнали от солиста ансамбля Игоря Моисеева, что наше направление называется деми-классика и на конкурсах классического танца выделяется в отдельную номинацию.
Увлёкся ещё в детстве
- Как танец стал вашим увлечением?
- В 72-м году, когда я пришёл в коллектив Исмаилова, мне было девять лет, и я плохо помню этот момент. Но прекрасно помню, что всегда любил смотреть балет по телевизору, ещё с садика. Возможно, на любовь к танцам, к сцене повлияло и то, что одно время моя семья жила в бараках во дворе здания театра оперетты. По вечерам, после окончания представления вся жизнь актёров переносилась во двор. Это Ташкент - солнце, жара. Во дворе и ели, и пели, и танцевали.
Танец победил физику
- В подростковом возрасте занятия классическими танцами помогали или мешали? Не хотелось всё бросить?
- Нет, бросить даже мысли не было. Любая серьёзная танцевальная школа воспитывает целеустремлённость, трудолюбие, собранность. Поэтому многие в нашем коллективе параллельно с танцами добивались успехов и в других сферах. Я всерьёз занимался физикой. По окончании Ташкентского государственного университета в двадцать восемь лет защитил кандидатскую диссертацию. Но когда пришлось все-таки выбирать, я без сожаления оставил физику.
- Со своей супругой вы тоже в коллективе Исмаилова познакомились?
- Нет. Елену я сам привел в ансамбль. Когда мы познакомились, ей было семнадцать лет, она приехала в Ташкент из Рыбинска, поступать на модельера-конструктора. В таком возрасте уже поздно начинать заниматься танцами, но у неё получилось стать прекрасной артисткой и педагогом.
Наследие учителя
- Почему всё-таки переехали из Ташкента в Ярославль?
- Мы уезжали целенаправленно, чтобы сохранить школу Исмаилова, его блестящие номера, и создать что-то своё. Долго к этому готовились. В 90-е годы из Ташкента многие уезжали. Ислам Ибрагимович благословил нас с Еленой на переезд, но. думаю, и сам сомневался, что у нас что-то получится. Первые два года мы жили в Рыбинске, работали в домах культуры. А три года назад переехали в Ярославль, стали преподавать деми-классику в детской школе искусств имени Л.В. Собинова. Сейчас мы только в начале пути. Для того, чтобы ставить серьёзные, взрослые для этой школы номера - нужно десять лет обучения. Нашим воспитанникам от пяти до одиннадцати лет, но судя по тому, с каким упорством они репетируют, мы идём в правильном направлении.
- Ваша дочь Анастасия продолжает семейную традицию, выступает на многих концертах, в конкурсах. Не хотелось создать семейный номер?
- В 2005 году мы с Еленой ушли со сцены. Последний раз танцевали в Ташкенте. Насте сейчас двадцать лет, это её время. Танец, как и спорт, - удел молодых. Редко кому удаётся дотанцевать до сорока, нужна огромная физическая выносливость. Есть история о том, как один известный космонавт, увидев репетиции артистов балета Большого театра, сказал, что после этого тренировки космонавтов кажутся ему не самыми сложными. Поэтому пусть танцуют молодые и сильные, а у нас сейчас другая задача - создать свою школу.
Досье
Андрей ГЛЕБОВ, хореограф. Родился 4 февраля 1963 года в Ташкенте. Окончил Ташкентский государственный университет имени Ленина по специальности "физика". Кандидат физико-математических наук. После окончания вуза - сотрудник технического НИИ до 1997 года. С 1972 по 2005 год артист народного коллектива танца под руководством Ислама Исмаилова. С 1997 года хореограф этого коллектива. С 2007 года - преподаватель деми-классики в детской школе искусств им. Л.В. Собинова. Женат, имеет дочь.