Николай Шрайбер - один из самых ярких молодых актеров Волковского театра. На сегодняшний день он занят в большинстве постановок. Талантливому человеку, казалось бы, все должно даваться легко. Но Николаю добиваться жизненного успеха приходилось, постоянно доказывая свое превосходство.
Сам Николай Шрайбер считает себя русским душой и по-немецки практичным: мать актера - орловская крестьянка, а отец - немец. Актером Коля захотел стать еще в детстве:
- Мы с родителями переехали жить в Тулу, и там я поступил в новую школу. Первый шаг к актерской профессии я сделал еще тогда, в третьем классе. Из нашей школы решили сделать лицей культуры и предложили на выбор три направления: рисование, музыка и театр.
Решив, что способностей к музыке и рисованию у него немного, Коля решил стать актером. Но далось ему это непросто.
- Представляете, в третьем классе я весил 92 килограмма! - восклицает он. - Это третья степень ожирения.
Однако, начав играть в театральных постановках, Коля стал раскрываться внутренне, и вместе с комплексами улетучился и лишний вес.
- Тем не менее, после 9-го класса меня попросили уйти из лицея, мои способности там не оценили, - разводит руками актер.
Его преподаватели даже представить себе не могли, что через некоторое время их ученик станет звездой старейшего в стране театра.
Проучившись в театральном классе, который набирали при Тульском ТЮЗе, через несколько лет Николай решил искать свою судьбу в Ярославле.
- Я поступил на курс Кириллова и со второго года стал играть в Волковском театре, - рассказывает молодой артист. - Валерия Юрьевича я считаю своим вторым отцом: как актеру, он мне дал очень много.
Стоит признать, что даже при наличии таланта и огромного трудолюбия, играть всегда безупречно невозможно.
- В "Трехгрошовой опере" было столько работы, а результата никакого - ничего не получилось! Я чувствовал себя просто беспомощным! - разводит руками Николай. - А когда ставили "Танго" на камерной сцене, где я сыграл роль Эдика, у меня сразу будто что-то срослось!
Зритель видит конечный результат, зачастую не подозревая, какая за этим стоит трудная работа.
- Нужно досконально представить жизнь этого героя, обстоятельства событий, его политические взгляды, религию. Нужно фантазировать, что он ест и как он это ест (например, интеллигентно или "жрет") - и из всего этого постепенно вырастает человек, - увлеченно объясняет Николай.
Каждая роль меняет актера как человека, уверен Николай, и может привнести в его характер совершенно неожиданные черты. Так, например, играя купца Василькова в спектакле "Бешеные деньги", он постепенно стал замечать, как у него появляются другие особенности.
- Я всегда был застенчив, - признается Николай, - и даже начав играть в театре, до конца не избавился от этого качества. Но после этого перевоплощения у меня появились как в голосе, так и вообще в характере жесткие нотки, уверенность сменила собой застенчивость, я стал больше верить в свои силы, другими словами, позаимствовал все лучшее от своего героя.
Николай без смущения признается, что в детстве и юности был человеком, которого "приятно было обижать".
- Да, это действительно так, - говорит актер, - я не мог ответить, когда меня задирали, был то ли слишком дружелюбный, то ли излишне неуверенный в себе. Но со временем я понял, что главная защита - это, как ни парадоксально, - полная открытость миру и людям.
А еще - полная отдача своей творческой профессии.
- Помню случай с актером нашего театра Владимиром Солоповым, которому на тот момент было 84 года - для меня он стал примером актерского призвания и преданности своему делу, - с восхищением вспоминает Николай. - Во время спектакля он упал и сломал руку - боль была страшная! Приехала "Скорая", и прямо за кулисами ему наложили гипс, предложив, конечно же, отправиться домой. Но Владимир Алексеевич наотрез отказался, чтобы не сорвать спектакль: он закрыл травмированную руку пледом и блестяще отыграл роль.
По мнению Николая, у сцены есть одна мистическая особенность: если болит голова или он плохо себя чувствует, то на сцене все это проходит, и он забывает буквально обо всем.
Довелось Николаю попробовать свои силы и на съемочной площадке.
- Я сыграл небольшие роли в сериалах "Морской патруль" и "Морозов", - рассказал Николай. - Однако такая работа - для меня в большей степени заработок, а не творческий процесс, театр для меня не может заменить ничто. Для меня сцена - как наркотик для наркомана.
В жизни Николай выглядит скромно и подтянуто.
- В душе я мягкий и ласковый, - улыбается актер, - поэтому в противовес внешне пытаюсь выглядеть хоть чуть-чуть более грозным: выбираю жесткий, спортивный и даже агрессивный стиль одежды.